КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Как и многие педагоги, в основном придерживались стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, видно, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности. Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 №996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей»»; 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 1 6. Приказ Министрерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями п проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 9. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 12. Устав МБДОУ-детского сада №37. Направление программы – художественное. Актуальность наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь 2 нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Очень важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном учреждении. Эти методы часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности. Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие «живых» впечатлений и возможность все необходимое. Педагогическая целесообразность. Чтобы детское творчество успешно развивалось у детей, необходимо было найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свой творческий замысел. Организация работы на фронтальных занятиях не всегда устраивала, так как в ней не всегда учитывались интересы каждого, трудно было осуществлять индивидуальный подход, отметить творческие проявления, занятия ограничивались временем и темой. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, 3 активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Такой формой работы стало применение нетрадиционных приемов рисования. Занятия кружка строились так, чтобы детям было интересно рисовать. Учитывались психологические и педагогические аспекты. Изучалась педагогическая литература. Адресат программы: программа «Нетрадиционное рисование «Юный художник» рассчитана на детей 5-7 лет. В возрасте 5-7 лет обучающиеся уже достаточно осознанно делают выбор в предметной сфере для своего дополнительного образования. Они открыты для творчества, фантазии и достаточно осознанно могут применять нетрадиционные техники рисования. Дети способны критически оценивать свои творческие достижения, исправлять недочёты. В этом возрасте ребёнок уже способен воплощать и создавать замыслы. Он не только констатирует результат рисования и формулирует замысел, но и реализует его. Главными средствами выразительности в изобразительной деятельности старшего дошкольника являются линия и цвет. В этом возрасте совершенствуется цветовое восприятие мира, дети имеют навык смешивания цветов. В период 5–7 лет ребёнок уже способен видеть и оценивать прекрасное в окружающем и в произведениях изобразительного искусства. Он умеет различать виды изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство), может определить жанр изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт). Ребёнку доступны задания, требующие пространственного мышления и фантазии. Например: мозаика из природных материалов, нетрадиционное рисование (с помощью зубных щёток, свечей, ватных палочек), пластилинография, аппликация, сочинение стихов и песенок, игра на музыкальных инструментах. Принцип стимулирования детского творчества - принцип интегральности. Он заключается в том, что темы заданий предлагаются детям такие, которые могут совместить разные области науки, искусства. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин,: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты, листья деревьев, цветов, травы, ягель, овощные штампы и печати, соломка, пористые губки. Эта игра с неизвестным занимает детей, и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Приобщая 4 детей к искусству, используются разные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования. Режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительность – 2 академических часа с перерывом на 10 минут. Длительность академического сада у детей 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут. Количество обучающихся в группе: 10-15 человек. Объём программы 144 часа. Срок освоения программы составляет 1 год. Уровень программы – стартовый. Формы обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая. Виды обучения: показ, практическое задание, рассматривание иллюстраций. Формы подведения результатов: выставки. По окончании каждого тематического блока проводятся выставки общие, где видно, что и как поучилось. В конце года подводится общий итог и проводится праздник «Рисование на улице нетрадиционно». Цель и задачи программы Цель программы: раскрытие творческих способностей, обучающихся средствами нетрадиционных методов рисования. Задачи: Обучающие: 1. Дать детям представление о видах и жанрах изобразительного искусства. 2. Расширять знания детей о нетрадиционных способах рисования. 3. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. 4. Формировать эстетический вкус. Развивающие: 1. Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту. 2. Развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность. 5 Воспитательные: 1. Предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира. 2. Воспитывать культуру поведения и труда, уважение к людям, нравственных, эстетических и ценностных личностных качеств: доброжелательность друг ко другу, трудолюбие, ответственность, аккуратность. 3. Воспитать неординарных личностей с высоким уровнем творческих возможностей. Планируемые результаты Предметные: у детей будут сформированы представление о видах и жанрах изобразительного искусства; у детей будут знания о нетрадиционных способах рисования; у обучающихся будут сформировано эстетическое отношение к окружающей действительности; у обучающихся будет сформирован эстетический вкус. Метапредметные Обучающиеся будут демонстрировать: развитие творческих способностей смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту; развитое творчество, богатую фантазию, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность. Личностные У обучающихся будет отмечаться: развитие художественных средств-своего видения мира; развитие нравственных, эстетических и ценностных личностных качеств: доброжелательность друг ко другу, трудолюбие, ответственность, аккуратность; развитие способностей. неординарных и 6 с высоким уровнем творческих № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Учебный (тематический план) Наименование Количество часов Формы аттестации/контро раздела, темы Всего теория ля практика Всего Теория Практика Педагогическое Вводное 2 занятие наблюдение 1 1 Основные 2 1 1 Педагогическое инструменты и наблюдение материалы Вместо 2 1 1 Педагогическое кисточки рука наблюдение Рисование 9 1 8 Выставка «тычком» Рисование 8 1 7 Выставка печатками Рисование 5 1 4 Выставка пальцем Монотипия 3 1 2 Выставка Рисование по 20 1 19 Выставка трафарету губкой Рисование 2 1 1 Выставка мыльными пузырями Ниткография 8 1 7 Выставка Вместо кисти 2 1 1 Выставка дырокол Граттаж 10 1 9 Выставка Рисование 16 1 15 Выставка мятой бумагой Кляксография 7 1 6 Выставка Набрызг 8 1 7 Выставка Свеча+акварель 12 1 11 Выставка Акварельные 6 1 5 Выставка мелки 7 18 19 20 21 Печати листьями Печать пробками Пуантилизм Итоговое занятие Итого 9 1 8 Выставка 5 1 4 Выставка 6 2 1 - 5 2 Выставка Итоговая выставка 144 20 124 Содержание учебного плана 1. Вводное занятие . Теория: Что такое нетрадиционное рисование, какие ее особенности и разновидностей технологий. Практика: на листе бумаге попробовать смешивать краски, показывая свое настроение. 2. Основные инструменты и материалы Теория: правила техники безопасности при работе с разными материалами, красками и разнообразными предметами. Практика: 3. Вместо кисточки рука. Теория: рассматривание техник нетрадиционного рисования на примере других работ. Практика: Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. 4. Рисование «тычком» Теория: основные методы и приемы в работе с ватными палочками. Практика: Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. 5. Рисование печатками Теория: основные методы и владение технологией рисования печатками. Практика: Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. 6. Рисование пальцем 8 Теория: основные правила рисования пальчиком. Практика: Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. 7. Монотипия Теория: основные правила рисования в технике монотипии и допрессовывание до готовой работы. Практика: Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. 8. Рисование по трафарету губкой Теория: основные правила рисования губкой по трафарету. Практика: Перед ребенком лист бумаги, трафарет, губка маленького размера 4/4 см, гуашь нужных цветов и кисть. Нужный цвет ребенок наносит на губку, берет трафарет и кладет на лист бумаги. Одной рукой держит трафарет, а второй губку. Поднести губку к альбомному листу, на котором лежит нужный трафарет, прижмите окрашенной поверхностью и таким образом по всему трафарету (прижали и отпустили не растирать губкой). Лучше сильно не давить, чтобы изображение не растеклось. Когда все готово, трафарет нужно убрать, а детали можно дорисовать и положить сохнуть. 9. Рисование мыльными пузырями Теория: основные правила рисования мыльными пузырями Практика: Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали. 10. Ниткография: Теория: основные правила рисования «ниткографией». Практика: Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити. 9 11. Вместо кисти дырокол Теория: основные правила пользования дыроколом и технология создания творческой работы. Практика: На листе бумаги сделать несколько отверстий дыроколом в произвольном порядке. Покажите, как можно получить симметричные дырочки, сложив лист в несколько раз. Наклеить проколотый лист на цветную бумагу с помощью разноцветных карандашей можно завершить картину с помощью цветных карандашей. 12. Граттаж Теория: основные правила рисования свечкой, мылом и гуашью. Практика: Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист. 13. Рисование мятой бумагой Теория: основные правила рисованием мятой бумагой. Практика: Таким способом, например можно нарисовать стволы деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, осторожно примакивая нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег. 14. Кляксография Теория: основные правила преображения кляксы в творческую работу или рисунок. Практика: В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят. 15. Набрызг Теория: основные правила пользование зубной щеткой. Практика: Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. 16. Свеча+акварель Теория: основные правила при рисовании свечкой и акварелью. Практика: Способ получения изображения: нарисовать свечой на бумаге. Затем закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым. 17. Акварельные мелки Теория: основные правила рисования восковыми мелками. 10 Практика: Способ получения изображения: смочить бумагу водой с помощью губки, затем нарисовать на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается. 18. Печати листьями Теория: правила рисования сухими листьями. Практика: Соберем различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветной. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток, и т.д. Если нижний кончик листа будем прикладывать к предыдущему отпечатку, то выйдет цветочек, нужно только дорисовать кисточкой стебелек. Симметричное прикладывание листа с одной и другой стороны, дорисованное тельце - и бабочка готова. Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть в нем самом неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали. А сочетание данного приема и техники “посырому” дает простор фантазии при тонировании листа. Например, при рисовании луга, фоном будет трава. Берем лист, смачиваем его при помощи губки, затем вливаем краску нужных оттенков и тут же отпечатываем листья. 19. Печать пробками Теория: основные технические правила при рисовании пробками. Практика: Применение таких помощников в рисовании очень нравится дошколятам. Ведь так быстро можно нарисовать и шарик, и божью коровку, и цыпленка, и колесо, и мячик - стоит только, раскрасить верхнюю часть пробки от лимонада и отпечатать ее на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребенка. Появляются ножки, клювик дорисованные кисточкой, глаза - это отпечаток шляпки маленького гвоздика. И цыпленок оживает. Разноцветные ниточки, проведенные кончиком кисти, помогают маленькому художнику правильно подобрать цвет для воздушного шара, который появится после отпечатка. Божья коровка может появиться на траве, если отпечаток пробки с красной краской дорисовать (точки на спине) косметической палочкой, обмокнув ее в черную краску, а кончиком кисти мелкие части (голова, усики). Гусеница, ловко перебирающая лапками. 20. Паунтилизм Теория: основные правила рисования ватными палочками. Практика: Очень часто при выполнении художественных работ возникает необходимость прорисовывать мелкие элементы круглой формы, что вызывает трудность в точности изображения. Еще сложнее повторить 11 одинаковые изображения несколько раз. Выручат в данной ситуации косметические палочки. Обмакнув тампон в краску, можно штамповать одинаковые элементы узора. Если узор должен быть разноцветным, нужно для каждого цвета иметь свой тампон. Технику работы с косметическими палочками можно использовать при изображении орнамента или декорировании предметов обихода. На цветную или тонированную бумагу наносим однотонный рисунок, затем даем ему высохнуть и ватными тампончиками штампуем узор, заранее обмакнув каждый в нужную краску. В данной технике можно получить мозаичное изображение 21. Итоговое занятие Практика: Рисование на свежем воздухе, на пищевой пленке; Рисование мелом на асфальте; Посещение итоговой выставки. Практика: подведение итогов за год. Посвящение в юных художников. Планы на новый учебный год. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год № Основные характеристики образовательного процесса п/п 1 Количество учебных недель 36 2 Количество учебных дней 72 3 Количество часов в неделю 4 4 Количество часов в учебном году 144 5 Недель в 1 полугодии 16 6 Недель во 2 полугодии 20 7 Начало занятий 2 сентября 8 Каникулы Отсутствуют 9 Выходные дни 4-ноября, 31 декабря-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 8-9 мая 10 Сроки проведения аттестации 15-30 мая 11 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа. 12 Окончание учебного года 31 мая 12 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение. Занятия проводят в специально оборудованном помещении по расписанию. В кабинете стоят столы и стулья по количеству детей в группе, доска магнитная и доступ к воде для мытья рук и кистей. Материалы, требуемые для нетрадиционного рисования (обеспечиваются дошкольным учреждением) 1. Клей. 2. Бумага для рисования. 3. Поролон. 4. Соль. 5. Краски (гуашь, акварель). 6. Кисточки (№5, №6, №3). 7. Пробки. 8. Трафареты. 9. Сухие листья, веточки елки. 10. Ватка. 11. Печати разной фактурой. 12. Ткань. 13. Нитки. Информационно-методические условия: • Иллюстрации с дикими животными, домашними животными, животными Африки, растения, морское дно, времена года. • Примеры работ (образцы). Занятия организованы на доступном для ребят уровне, учитываются их возможности и способности, содержат для развития творческого потенциала каждого ребенка. Реализация данной программы основывается на следующих принципах : • от простого к сложному; • доступности и последовательности: соответствии учебного материала; • наглядности: широкое использование наглядных и дидактических пособий, делающих образовательный процесс более эффективным; • творчества: совместное творчество обучающихся и педагогов; • свободы: предусматривает самостоятельный поиск неординарных решений. Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области соответствующей профилю детской группы, либо высшее 13 профессиональное образование ли среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика в дошкольном детстве». Стаж педагогической работы от 2-х лет. Педагогические условия для реализации программы: Решение этих задач предполагает создание соответствующей развивающей среды. Для занятий выбрана изостудия. Приобретен весь необходимый для нетрадиционного рисования материал, бумага, краски, карандаши. Учитывая возможности детей, продуманы темы для работы кружка, составлен учебно – тематический план. Изучено и освоено около двух десятков различных техник, ранее не используемых в работе с детьми дошкольного возраста. Обучение предполагается вести на основе коммуникативно – деятельностного метода, который предполагает активное развитие детского творчества в повседневной жизни. Формирование условий непрерывного образования. Основной формой ознакомления детей с техникой нетрадиционного рисования являются групповые занятия, индивидуальная работа. В программе используются различные методы и приемы: метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение). Структура занятий программы: Мотивация детей. С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует игровая форма преподнесения материала. Пальчиковая гимнастика. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные и бросовые материалы для своего творчества. Художественно-изобразительная деятельность. Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. 14 Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Выставка - презентация детских работ. Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда. Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность. Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования, изготовление самодельных инструментов для творчества. Работа с родителями Индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папкираскладки, папки-передвижки, информационные стенды, показ открытых занятий, семинары-практикумы, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования , выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети) и анкетирование по вопросам художественного развития детей. В программе широко используются технические средства обучения: , музыкальный центр, фотоаппарат, мультимедийное оборудование и др. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих. Все занятия в программе направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучение нетрадиционными техниками рисования. Во-первых, педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах. 15 Во-вторых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными. В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет. В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жестких рамок в выполнении и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость результатов работы. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Этапы реализации программы 1 этап. 1.Определение проблемы, цели и задач программы. 2.Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями. 2 этап. 1. Выявление уровня художественных способностей в изобразительном творчестве детей: • экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач; • умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа; • умение пользоваться различным оборудованием и инструментами; • самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий; 2. Развитие художественного вкуса. 3. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения. 4. Разработка цикла занятий с детьми. 5. Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок. 6. Составление дидактических игр и упражнений на развитие творческого воображения, в каждом из которых сочетались бы элементы 16 разных видов изобразительной деятельности: лепка, нетрадиционные техники. 7. Организация работы по реализации программы. рисование, 3 этап. 1. Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков. 2. Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей. 3. Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного творчества в детском саду. Способы проверки. В начале и в конце учебного года проводится диагностика умений и способностей детей. Оценить динамику достижений детей позволяет диагностическое обследование, в основе которого легла педагогическая диагностика Т.С.Комаровой. Оценка проводится по следующим критериям (приложение №1): • Смешивание красок одновременно из 2-3 основных цветов в палитре или по сырому слою; • Владение способами нестандартного раскрашивания; • Умения самостоятельно экспериментировать с изобразительными материалами; • Композиционные умения; • Проявление фантазии, художественного творчества; • Умение передавать личное отношение к объекту изображения; • Использование навыков в самостоятельной деятельности; Умение декоративно оформлять готовую работу; Интерес к изобразительной деятельности. Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть представлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года. По желанию дети забирают работы домой. 17 Формой подведения итогов реализации данной программы являются: выставки детских рисунков, открытые мероприятия, семинары – практикумы, участие в конкурсах детского рисунка различного уровня. 18 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 №996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей»»; 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министрерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями п проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 9. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере 19 «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; Перечень литературы для педагога 1. Давыдова Г.Н. Пластилинография –2 / Г.Н. Давыдова – Масква: издво «Скрипторий 2003», 2008. 94 с. 2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. / Г.Н.Давыдова – Москва: изд-во «Скрипторий 2003», 2008 – 80 с. 3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. / Г.Н.Давыдова – Москва: изд-во «Скрипторий 2003», 2008. - 72 с. 4. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. / Н.А.Курочкина - Санкт-Петербург: изд-во «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2004. – 272с. Перечень литературы для обучающихся и родителей 1. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014. – 129 с. 2. Утробина К.К, Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет. Демонтрационные картинки и конспекты занятий / К..К.Утробина – Москва: изд-во ГНОМ, 2017.- 48с. 3. Лыкова И.А., Проектирование образовательной области. Художественно-эстетическое развитие / И.А.Лыкова – Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2014.-144 с., илл. 4. Фатеева А.А, Рисуем без кисточки /А.А. Фатеева; худож. А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96 с. 20 Приложение №1 Мониторинг отслеживания освоения программы Показатели процесса Контрольные позиции Учебный год Начало года Конец года 1. Смешивание красок одновременно из 2-3 основных цветов в палитре или по сырому слою. 2. Умение передавать личное отношение к объекту изображения. 3. Использование навыков в самостоятельной деятельности. 4. Умение декоративно оформлять готовую работу. 5. Интерес к изобразительной деятельности. 6. Проявление фантазии, художественного творчества. 7. Композиционные умения. 8. Умения самостоятельно экспериментировать с изобразительными материалами. 9. Владение способами нестандартного раскрашивания. 21