1 № 2 Содержание стр 1 Пояснительная записка 3 2 Цель и задачи программы 9 3 Cодержание программы 11 4 Предполагаемый результат 12 5 Структура работы 14 6 Учебно-тематический план (старший возраст) 20 7 Учебно-тематический план (подготовительный возраст) 23 8 Мониторинг 26 9 Список используемой литературы 30 1. Пояснительная записка Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Работы выполняются в нетрадиционной технике изобразительной деятельности – пластилинографией, принципом которой является создание лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Программа реализуется в рамках образовательных «Познавательное развитие», «Речевое эстетическое «Социально-коммуникативное развитие», развитие», областей «Художественноразвитие» программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Данные программы разработаны в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный Закон от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных услуг в социальной сфере». 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.). 3 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 5. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 7. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ . 10. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом». Уровень программы – базовый, художественно-эстетической направленности. Актуальность и новизна программы: является то, что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – 4 пластилинографией, в которой учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей старшего возраста. Данная работа направлена на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук. Ведь на данный момент ребенок недостаточно подготовлен к усвоению учебной программы, у многих детей ослаблена мелкая моторика пальцев рук. В ходе проведения занятий по данной тематике активизируется мышление детей, речь, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы. Ребенок познает мир с помощь манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему знать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности. В настоящее время педагоги, специалисты настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною была организованна творческая мастерская художественной направленности 5 «Пластилиновая страна»– основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом. Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, крупой и природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), поэтому, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет 6 быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Объем программы Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год с 02 сентября 2024г по 30 мая 2025г. Оптимальное количество детей в группе – 6-8 человек. Программа реализуется в объеме 1академический час в неделю (1 занятие в неделю), 4 академических часа в месяц, 36 академических часов в год. Программа творческой мастерской составлена с учетом психо- физиологических особенностей детей 5-7 лет. Встречи проводятся во 2-ой половине дня в подгруппах не в ущерб времени, отведенному на дневной сон и прогулку. Старший возраст 5-6 лет Подготовительный возраст 6-7 лет 1 занятие в неделю 1 занятие в неделю 1 академический час 1 академический час 4 академических часа в месяц 4 академических часа в месяц В год с сентября по май 36 академических часов в каждой возрастной группе Режим занятий Периодичность – с сентября по май. Продолжительность занятий: — для детей старших групп - не более 25 минут — для детей подготовительных групп - не более 30 минут. 7 Формы подведения итогов реализации Программы Формой подведения итогов реализации данной Программы являются: - открытые мероприятия с присутствием родителей, - итоговые занятия, - фото, видео материалы. Форма обучения по программе – очная. Формы организации на занятиях: групповая. Программа реализуется на внебюджетной основе. 8 2.Цели и задачи Цель программы: Формирование у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста изобразительные умения, навыки, собственного творчества и художественно-творческих способностей детей с применением нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинографии. Задачи программы: Образовательные: 1 Освоение передачи простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии. 2 Освоение основных приемов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, раскатывание, сплющивание, вытягивание). 3. Освоение основных приемов применения пластилина в картинах (шариковый, капельный, жгутиковый) создание картин с изображением выпуклых объектов на плоскости. Развивающие: 1 Развивать изобразительные умения посредством пластиллинографии. 2 Развивать мелкую моторику, координацию движения рук. 3. Развивать художественно-эстетическое восприятие Воспитательные: Поддерживание проявления фантазии и смелости в применении собственных замыслов. Технические: 9 Научиться пользоваться стекой. Научиться доводить дело до конца. Научиться аккуратно, выполнять свои работы. Научиться выполнять коллективные работы с другими детьми. 10 3. Содержание программы При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждой встрече подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д. Встречи целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление. Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам: 1.Художественно-эстетическое развитие (художественная литература) используются произведения познавательной направленности. 2.Развитие речи, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем мире. 3.Продуктивная деятельность, где осуществлялась закрепление образов. 4.Познавательное развитие, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе. 5.Художественно-эстетическое прослушивание сказок, мелодии. 11 развитие (музыка), где осуществляется 6.Физическое развитие дети - выполняют задание упражнениями пальчиковой гимнастики. 4. Предполагаемый результат (возраст 5-7 лет) По итогам освоения программы пластилинографии (надавливание, дети освоят основные приемы размазывание, отщипывание, раскатывание, сплющивание, вытягивание) создавая выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, сформируются навыки ручной умелости: координацию движения кистей и пальцев рук. Дети овладеют нетрадиционными способами создания композиций из пластилина, рисования пластилином. В работах детей будут преобладать новизна и оригинальность. У детей будут хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика. Дети смогут выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца). Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: повышенный интерес, творческая активность, самостоятельность, инициатива. Пластилинография также способствует развитию воображения, пространственного мышления, общей ручной умелости. Дети учатся планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. 12 Отчетность Для родителей проводится ознакомительная беседа (представление программы, организуются фотовыставки). Взаимодействие с родителями Форма № проведения Время Цель встречи проведения встречи 1 2 3 13 Ознакомительная беседа Консультация для родителей Открытое занятие для родителей Представить родителям творческой программу мастерской сентябрь «Пластилинографии ». Рассказать родителям о взаимосвязи развитии мелкой моторики и речи декабрь детей. Показать навыки и умения детей, способствовать совместному творчеству май родителей и детей. 5. Структура работы по пластилинографии Каждое занятие носит в себе воспитательно - образовательные и практические задачи. Основой каждого занятия является использование нетрадиционной техники работы с пластилином. Занятия составлены с учетом возрастных, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование игровых методов, позволит достичь успеха в формировании у детей изобразительных умений и навыков. Занятия проводятся нетрадиционно, используя при этом новые методы: надавливание и размазывание , делаем простейшие рельефные поделки методом скатывания и раскатывания, соединяем детали, размазываем пластилин большим или указательным пальцем на картоне. Занятие лепкой является одновременно и занятием по развитию речи, в процессе обыгрывания сюжета и выполнение практических действий с пластилином ведется постоянно разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем ребенок вступает в диалог с игрушечным персонажем. Занятия пластилинографией – это особая ситуация, которая стимулирует способствует развитие расширению коммуникативной активного и пассивного функции речи, словаря детей. Применяются в работе с детьми стихотворения, потешки, загадки, физкультурные паузы, пальчиковые игры. На занятиях проходит знакомство детей с окружающим миром, даются знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, развитие фантазии и творчества. Во время занятий с детьми предлагается пластилин разного цвета, используются игрушки и красочные предметы. Чередуется активная деятельность и отдых, чтобы предупредить детское переутомление. 14 Этапы работы Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определенные задачи. Подготовительная часть. Организационный этап (подготовка необходимых принадлежностей, организация детей). Вводная часть. Беседа, создание заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей. Тактильно-двигательное восприятие, анализ объекта изображения (Натуральный предмет или образец) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве. Физкультурная пауза. Основная часть. Определение последовательности выполнения работы, методы и приемы обучения Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Выставка. 15 Основные приемы Для получения шарика нужно зажать небольшой кусочек пластилина между ладошками и выполнять круговые движения, как будто вы катаете снежный комочек. Из шара путём раскатывания можем получить цилиндр. Прищипывание и оттягивание пригодятся при создании мелких частей. Пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая нужный вид. Сплющивание. Здесь всё ещё проще, для получения лепешки или диска просто сдавите полученный шар между ладошек или прижмите к столу. Заглаживание и присоединение. Для того, чтобы сделать переход от одной детали к другой более плавным, применяют заглаживание. При втором приёме прикладывают и тихонечко прижимают детальки, не забывайте рассчитывать свою силу, не допуская деформации деталей. Надавливание и размазывание. Для того, чтобы нарисовать пластилиновую линию необходимо положить на картон немного пластилина и указательным пальчиком тянет пластилин в нужном направлении и если необходимо повернуть пальчик к нужной линии. 16 Основные цвета 17 Таблица смешивания цветов Рекомендации по работе в технике «Пластилинография» 1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием (но не заливать кипятком) . 2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон. 3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин) . 4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук. 18 5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее «жизнь». 6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. 7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. 8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки. Материалы для создания пластилиновой картины 1.Картон с контурным рисунком; 2.Набор пластилина; 3.Салфетка для рук; 4.Стека; 5.Бросовый и природный материалы. 19 6. Учебный план. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (старшая группа) № Темы Количество часов Сентябрь 1.Диагностика 1 час 2. «Живые яблочки на веточках» 1 час 3. «Волшебный зонтик» 1 час 4. «Натюрморт из чайной посуды» 1 час 1 2 ОКТЯБРЬ «Грибная корзина» 1 час «Ежи» 1 час «Бельчонок» 1 час «Воробьишка» 1 час НОЯБРЬ 1. «Натюрморт из чайной посуды» 1. час 3 20 2.«Топтыгин» 1 час 3.«Портрет мамы» 1 час 4. «Чебурашка» 1 час ДЕКАБРЬ 1.«Зима в лесу» (пейзаж) 1 час 2.«Снежинка» (модульная пластилинография) 1 час 3.«Кролик» (Символ года) 1 час 4. «Пушистые елочки» 1 час 4 ЯНВАРЬ 1. «Снеговик-почтовик» 1 час 2.«Зимние забавы» 1 час 3.«Замок доброго волшебника» 1 час 4. «Зимующие птицы» 1 час 5 ФЕВРАЛЬ 21 1.«Заюшкина избушка» 1 час 2.«Транспорт» 1 час 3. «Вертолет» 1 час 4. «Кораблик для папы» 1 час МАРТ 7 1.«Цветочек для мамы» (витраж) 1 час 2. «Петушок с семьей» 1 час 3. «Матрешка» (полуобьемная) 1 час 4. «Совушка-сова. Большая голова.» 1 час АПРЕЛЬ 1 час 1. «Ягоды-малины» 1 час 2. 8 «Подводное царство» коллективная (использование трафарета) 3. «Насекомые» (коллективная работа) работа 1 час 1 час МАЙ 9 22 1.«Мак» 1 час 2.«Цветущая веточка сирени» 1час 3.«Чудо-хохлома». 2 час 4. «Бабочка» (коллективная работа) 1 час Диагностика Итого: 36 часов 7. Подготовительная группа (6-7 лет) № Темы Количество часов СЕНТЯБРЬ 1.Диагностика 1 час 2. «Осенняя береза» (прямая, модульная)- диагност 1 3.«Корзина с грибами» (модульная полуобъем) 4. «Астры и хризантемы» 1 час 1 час 1 час ОКТЯБРЬ 1. «Осенний листок» 1 час 2. «Дождь» 1 час 3. «Гроздья рябины» 1 час 4. «Гроздь винограда» 1 час 1 час НОЯБРЬ 1.«Путешествие в страну сказок» (рисование 2 пластилиновыми жгутиками) 23 1 час 2. «Снегирь» (мозаичная пластилинография) 1 час 3. «Чайная посуда» гжель (коллективная работа) 1 час 4. «Ромашки для мамы» 1 час ДЕКАБРЬ 1. «Зимняя картинка» 1 час 3 2. «Символ года-дракон» 1 час 3. «Новогодняя игрушка» 1 час 4. «Подсвечник» 1 час ЯНВАРЬ 1.«Морозные узоры» 1 час 4 2.«Деревья под снегом» 1 час 3.«Зимний спорт» 1 час 4. Хоккей» (коллективная работа) 1 час ФЕВРАЛЬ 1.«Наш кораблик плывет по волнам» (многослойная) 1 час 2. «Наш кораблик плывет по волнам» 5 3. «Транспорт» 4.«Пожарная машина» 1 час 1 час 1 час МАРТ 6 1.«Удивительная дымка» 2. «Украшения для мамы» 24 1 час 1 час 3.«Весна идет, весне дорогу» 1 час 4. «Рыба-кит» 1 час АПРЕЛЬ 1. «Петушок» (прямая, мозаичная) 1 час 2.«Веселый зоопарк» (коллективная работа) 1 час 3.«Ежик с грибами» 1 час 7 4. «Загадочный космос» (обратная пластилинография-витражная) 1 час МАЙ 1.Знакомство с жостовской росписью. (Просмотр презентации) 1 час 2. «Поднос: жостовская роспись» 1 час 3. «Салют победы» 1 час 4. «Божья коровка, улети на небо» 1 час 8 Диагностика Итого:36 часов 25 8. Мониторинг (5-7 лет) К концу года ребенок: 1. Овладевает основными навыками и умениями лепить предметы разной формы. 2. Научаться создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур. 3. Вырабатывать усидчивость. 4. Развивает мелкую моторику пальцев. 5. Обострению тактильного восприятия. 6. Улучшению цветовосприятия. 7. Уровня воображения и самооценки. 8. Сохраняет интерес к занятию. Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира и использовать для самовыражения любые доступные средства. Мониторинг: первичная диагностика – сентябрь; итоговая диагностика – май. Протокол диагностического обследования воспитанников по пластилинографии Самостоятельно Начало Конец Скатывание Работать создавать рисунок; Ф.И. ребенка шариков. с колбасок, силуэтом правильные скручивание и жгутиков четкие формы, контуром пропорциональные части 26 линии, Проявляют творческую активность года года С ВСН Усидчивость ребенка 6. Методические материалы. Формы организации деятельности старших дошкольников: занятия в кружке, совместная деятельность; фронтальная, индивидуальная и групповая работа. Методы работы: • Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение к художественной культуре). • Метод эстетического выбора («убеждение красотой», направленный на формирование эстетического вкуса. • Метод разнообразной художественной практики. • Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками). • Метод эвристических и поисковых ситуаций. • Метод игровых, творческих ситуаций. Для успешной реализации данной программы используются современные методы и приёмы занятий, которые помогают сформировать у дошкольников устойчивый интерес к данному виду деятельности. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой и т. д.); - наглядный (показ иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, 27 работа по образцу и др.); - практический (ролевые игры, изготовление изделий, экскурсии, игровой тренинг др.). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; - репродуктивный – старшие дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; - частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский – самостоятельная творческая работа старших дошкольников. Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный. На подготовительном этапе: воспитанники знакомятся с историей развития пластилинографии, проводится беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей, рассматривание образца. Тактильно-двигательное восприятие, анализ объектов изображения по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом занятии). На втором основном этапе: воспитанники определяют последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности), 28 показ, объяснение, беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок. На заключительном этапе: воспитанники закрепляют полученные знания, подводят итог занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ; оценка их детьми и педагогом. 29 9.Список литературы 1. Богуславская З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего возраста. - М.: Просвещение, 1991. 2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1997. 3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Детский дизайн. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. 4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. 5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М.: Аст; СПб: Сова, 2006. 6.«Пластилинография для малышей» Г. Н. Давыдова 7. Г. Н. Давыдова «Пластилинография» Издательство «Скрипторий, 2003» 8. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников – Издательство АСТ 2002 9. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т. С. Издательство «Российское педагогическое агентство»,1997 10. Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» -- «Олма Медиа Групп»,2009. 30