2
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………...3
Цель и задачи программы……………………………………………………………………..6
Содержание программы……………………………………………………............................8
Ожидаемые результаты……………………………………………………………………….24
Условия реализации программы……………………………………………………………..25
Оценочные материалы………………………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………………………………………29
3
Пояснительная записка
Актуальность. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в
жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,
гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется
личность человека. В период от четырех до семи лет ребенок интенсивно растет и
развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание
особенно важно в этот возрастной период.
Дополнительная
образовательная программа "Оздоровительная
гимнастика"
разработана для детей 4-5 лет. В ее содержание входит большое количество физических
упражнений, нацеленных на содействие правильному физическому развитию детей,
укреплению их здоровья
В основное содержание программы входят:
- упражнения различной направленности, развивающие физические способности и
качества дошкольников;
- подвижные игры, формирующие умение к анализу и принятию решений, что
положительно сказывается на развитии оперативного мышления и умственного развития
ребенка в целом.
Учебный материал, представленный в программе, доступен дошкольникам,
соответствует их возрастным особенностям и, в значительной степени, может восполнить
недостаток движения, а также поможет предупредить умственное переутомление и
повысить работоспособность детей во время обучения.
Отличительной особенностью Программы является то, что все разделы
Программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придает
образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания
и освоение упражнений, оптимизирует эмоциональный фон занятий, способствует
развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно правовыми
документами:
1.
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
4
(утверждена распоряжением правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 №996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей»»;
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017
№816
осуществляющими
дистанционных
«Об
утверждении
образовательную
образовательных
Порядка
деятельность,
технологий
при
применения
организациями,
электронного
реализации
обучения,
образовательных
программ»;
6.
Приказ Министрерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
п
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
9.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
5
12. Устав МБДОУ-детского сада №37.
Направление программы: художественная.
Принципы подходы к реализации Программы
Методологической основой Программы являются общепсихологическая теория
деятельности А.Н. Леонтьева, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.
Программа разработана с учетом следующих основных принципов дошкольного
образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (дошкольного
возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение
образовательной
деятельности
на
основе
индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания
своего
образования,
становится
субъектом
образования
(далее
-
индивидуализация дошкольного образования);
3)
содействие
и
сотрудничество детей
и
взрослых, признание
ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4)
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5)
сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
7) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития); - учет этнокультурной ситуации
развития детей
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок
вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной
становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. Это
период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно
меняется характер
ребенка, активно
совершенствуются
познавательные
и
коммуникативные способности.
В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются: Стремление к
самостоятельности. Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых
6
эмоций, Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу.
Страхи, как следствие развитого воображения. Отношения со сверстниками. У ребенка
появляется большой интерес к ровесникам, Активная любознательность, которая
заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят.
Физические особенности развития
В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно
возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При
этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в
целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с
младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что
физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с
тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому
ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха.
Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются.
В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост
и развитие всех органов и систем детского организма.
Психическое развитие ребенка
В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память,
внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся
более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в
дальнейшем обязательно пригодятся.
Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное.
Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для
них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится
обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словеснологическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить
небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и
устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени
(15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.
Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте
7
В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора
первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок
может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети
очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень
чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и
своей гендерной принадлежности.
Объем программы
Сроки
реализации
дополнительной
образовательной
программы:
1
год.
Оптимальное количество детей в группе – 25 человек.
Программа реализуется в объеме 2 часа в неделю, 8 часов в месяц, 80 часа в год.
Режим занятий
Периодичность – с сентября по июнь.
Продолжительность занятий: 25-30 минут
Формы подведения итогов реализации Программы
Формой подведения итогов реализации данной Программы являются:
- открытые мероприятия с присутствием родителей,
- Мониторинг развития физических качеств и сформированности навыков
физических упражнений у занимающихся с помощью контрольных упражнений.
- фото, видео материалы.
Цель и задачи программы
Цель - физическое развитии и воспитании детей среднего дошкольного возраста,
максимальное раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка.
Задачи:
Оздоровительные:
- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
- формировать правильную осанку;
- содействовать профилактике плоскостопия;
- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов
дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
8
Развивающие:
- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и
координационные способности;
- содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания,
умения согласовывать движения с музыкой;
- формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества
танцевальных движений и танцев;
Воспитательные:
- формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
-воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества
в движениях;
- развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и
трудолюбия.
Обязательными
условиями
решения
этих
задач
являются
охрана
и
укрепление здоровья малышей, развитие их двигательной культуры, создание
предметно-развивающей
педагогическими
среды.
представлениями
В
соответствии
содержание
с
современными
психолого-
образования детей должно быть
интегрированным. Принцип интеграции предполагает сочетание и взаимопроникновение в
педагогическом процессе разных видов детской деятельности. Это обеспечивает полноту
реализации возможностей ребёнка, целостность восприятия им окружающего мира, его
всестороннее развитие.
Результатом всего хода развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста
является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала,
гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребёнком самого себя, своих
возможностей и индивидуальных особенностей; умение общаться со взрослыми и
сверстниками, развитие основных физических качеств.
9
Содержание программы
Учебный (тематический) план
№ п/п
Название раздела
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
1
Инструктаж по технике
безопасности на занятиях
по оздоровительной
гимнастике
1
Упражнения в основных
движениях
15
2
3
Общеразвивающие
упражнения
(упражнения с
предметами)
Строевые упражнения
10
5
4
5
6
7
Всего:
1
Акробатические
упражнения
-
-
-
15
Беседа
(проговаривание
правил поведения
перед началом
каждого занятия)
Выполнение
специальных
упражнений,
наблюдение
10
Выполнение
специальных
упражнений,
наблюдение
5
Выполнение
специальных
упражнений,
наблюдение
17
-
17
20
-
20
Подвижные игры
Знания о здоровом образе
жизни
Физкультурное
развлечение,
Спортивный праздник.
Проведение мониторинга
физической
подготовленности
занимающихся детей
Формы контроля
В процессе занятий
Выполнение
специальных
упражнений,
наблюдение
Выполнение
специальных
упражнений,
наблюдение
беседа
наблюдение
10
10
2
80
2
0
80
Выполнение
специальных
упражнений,
наблюдение
10
Содержание учебного (тематического плана)
Упражнения в основных движениях:
Ходьба. Ходьба друг за другом, на носках, на пятках, на внешней стороне стопы с
выполнением заданий для рук, по диагонали. Ходьба, высоко поднимая колени, выпадами,
приставными шагами, чередуя стороны, в приседе, полуприседе, в упоре сзади, согнув
колени. Переступать через предметы (палку, кубики, обручи, барьеры). Со сменой
направления по сигналу. Змейкой. Спиной вперед. Друг за другом с закрытыми
глазами. С остановками по сигналу. Со сменой темпа по сигналу.
Бег. Переходить от ходьбы к бегу и от бега к ходьбе. Бегать в заданном направлении и
врассыпную. Бег со сменой направления по сигналу, змейкой, по диагонали, спиной вперед.
Правым, левым боком (галоп), перекатами, с высоким подниманием бедра, семенящий, с
поднятием прямых ног вперед, с захлестыванием голени.
Прыжки. Поскоки на месте на двух ногах, поскоки с продвижением вперёд. Прыжки
через предметы. Прыжки вверх, касаясь предмета, находящегося в 15 см от поднятой руки
ребёнка. Прыжки через параллельные линии или верёвки, гимнастические палки (на
расстоянии 30 см). Прыжки в длину с места на двух ногах. Прыжки с высоты 10 - 15 см.
Прыжки разными способами: скрещивая ноги, чередуя стопы – с ноги на ногу, с высоким
подниманием коленей. Прыжки через скакалку, обруч способом «перешагивание», «с двух
ног» (вперед, вправо-влево). Прыжки с разбега способом «Согнув ноги».
Ползание и лазанье. Ползание в упоре лежа вперед, правым, левым боком, через
предметы; подлезать под препятствия высотой 40 см. Ползать с последующим переползанием
через лежащее на полу препятствие (гимнастическая скамейка). Лазать по лесенке стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз удобным способом (подтягивание на
перекладине).
Катание, бросание. Метание малого мяча в цель, бросок набивного мяча из-за головы
вдаль. Прокатывать мяч из разных исходных положений, правой, левой руками. (на
расстоянии 3 м). Катать мяч с продвижением вперёд в полуприседе. Бросать мяч вперёд
двумя руками снизу, от груди, из-за головы. Упражнения в парах на передачу мяча. Бросать
мяч через ленту, сетку, в сетку (верхний край сетки на уровне глаз ребёнка на расстоянии 1–
1,5 м). Бросать предмет в стоящую на полу (или на уровне груди ребёнка) горизонтальную
цель (корзину, ящик, обруч на расстоянии 2 м) двумя руками, правой и левой руками.
11
Бросать мелкие предметы (маленькие мячи, мешочек с песком, шишки) на дальность правой
и левой руками. Передача мяча с отскоком от пола.
Равновесие. Ходить по прямой и извилистой дорожке, гимнастической доске (ширина
20 см, длина 203 м), выложенной шнурами на полу. Ходить по шнуру, положенному на полу
прямо, зигзагом, по кругу. Ходить наклонной доске (приподнятой одним концом на высоту
20–30 см). Ходить по гимнастической скамейке прямо и на четвереньках. Ходить с
перешагиванием линии, палки, кубиков, рейки (высота 10–15 см), из обруча в обруч, с
ящика на ящик. Подниматься на гимнастическую скамейку (высота 30 см), ходьба по
скамейке разными способами (перекаты, правым – левым боком, на носках). Выполнять
упражнение «ласточка» на скамейке. Подниматься на носки и снова опускаться на всю
ступню. Медленно кружиться на месте – стоять на одной ноге, подняв другую ногу вперед,
согнув колено.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для рук и плечевого пояса. Ставить руки на пояс. Поднимать руки вверх
через стороны, опускать поочередно сначала одну, потом другую руку, обе руки вместе.
Перекладывать предмет из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой. Делать
хлопок перед собой, над головой, встороны и прятать руки за спину. Вытягивать руки вперёд,
в стороны, поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами.
Круговые движения в плечевых суставах, предплечьях, лучезапястных суставах, впередназад. «рывки руками» - вверх – вниз, разведение рук встороны.
Упражнения
для
туловища.
Наклоны
из
разных
исходных
положений
с
упражнениями для рук, круговые движения туловища, таза. Повороты туловища вправовлево (скручивание) с различным положением рук, (предметами). Сидя повернуться и
положить предмет сзади себя, повернуться, взять предмет. Сед в упоре подтягивать обе ноги,
обхватив колени руками; приподнимать по очереди ноги и класть их одну на другую (на
правую, на левую и наоборот). Упражнения выполняются также с различными предметами
(кегли, мячи разного диаметра, гимнастические палки), из разных исходных положений.
Лёжа на спине, поднимать одновременно обе ноги вверх, лёжа на спине – опускать; двигать
ногами, как при езде на велосипеде. Лёжа на животе, сгибать и разгибать ноги (по одной и
вместе). Поворачиваться со спины на живот и обратно. Из положения «группировка» с
12
обхватом коленей выполнять перекаты на спине вперед-назад в упор присев. Лёжа на
животе, прогибаться и приподнимать плечи, разводя руки в стороны.
Упражнения для ног. Подниматься на носки. Выставлять ногу на носок вперёд,
назад, в сторону. Делать 10 полуприседания подряд. Приседать, вынося руки вперёд,
опираясь руками о колени, обхватывая колени руками и пригибая голову. Поочередно
поднимать ноги, согнутые в коленях; делать под согнутой в колене ногой хлопок. Маки
ногами – вперед (скрестно).
Сидя
захватывать ступнями мешочки с песком.
Передвигаться по палке, валику (диаметр 6–8 см) приставными шагами в сторону,
опираясь серединой ступни. Выпады вперед, в стороны, «перекаты» вправо-влево, руки
впереди, удерживая равновесие. Зашагивание на скамейку высотой 20 см. Круговые
движения в тазобедренных (коленных, голеностопных) суставах кнаружи, вовнутрь.
Строевые упражнения
Построение в шеренгу (перестроение в несколько шеренг по расчету), построение в
колонну по два, три разными способами (по расчету, с помощью фигурной маршировки)
Акробатические упражнения
Кувырок назад из исходного положения: упор присев, кувырок из исходного положения:
стоя согнувшись, Кувырок назад из исходного положения: упор присев Упражнения: «мост»,
«березка», «корзиночка», «лодочка», «ласточка», «лягушка», «Бабочка», «складочка».
Шпагаты: поперечный и продольный, полушпагат. Упражнение: «Колесо» на правую и левую
стороны.
Подвижные игры
Игры с ходьбой и бегом: «Дождик по номерам», «Найди пару», «Кто тише», «Самолёты»,
«Поезд», «Солнышко и дождик», «Пугало», «Домики для зверят», «Кошка и мыши», «разбудим
медведя», «Акула», «рыбки», «Комары и мухи», «Ракеты», «роботы и феи». «Гуси и ворк»,
«волк в лесу», «Цветы»,
«Птички в гнёздышках», «Совушка», «Воробей и кошка», «Кто
быстрее возьмет», «Ленточка», «Солнышко», «Дудорь», «Корзиночка».
Игры с прыжками: «кошка и воробей», «Пол – это лава», «Воробушки и кот», «С кочки на
кочку», «Зайцы и лиса», «Цыплята», «Вперед-назад».
Игры с подлезанием и лазаньем: «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики»,
«Обезьянки». Игры с бросанием и ловлей: «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей
кеглю», «Береги предмет», «Вызов имен», «Картошка», «ответь на вопрос».
13
Игры на ориентировку в пространстве: «Найди своё место», «Угадай, кто и где кричит»,
«Найди, что спрятано», «Жуки», «Птицелов».
Знания о здоровом образе жизни, о здоровье.
Теоретические знания о здоровом образе жизни даются в игровой форме, в виде
подвижных игр, а также проведение бесед во время занятий.
Тема: «Нужно, нужно умываться по утрам и вечерам»
Тема: «Нужно быть опрятным»;
Тема: «Мое тело».
Тема: «Каждый день нужно делать зарядку».
Тема: «Мы выходим на прогулку». Каждый день нужно гулять.
Тема: «Зимние виды спорта».
Тема: «Семейные традиции».
Тема: «Полезные продукты».
Тема: «Сильные, смелые, здоровые, умелые». Мы выросли, стали большие. Потому что
каждый день делали зарядку, ходили на прогулку, занимались физкультурой. Стали
сильными и здоровыми.
Тема: «Мусор убираем»
Физкультурное развлечение, спортивный праздник.
«Осенние забавы»- подвижные игры осенней тематики. Веселые старты.
«День туризма» - эстафеты, квест.
«В дружбе сила!"- командные соревнования.
«Игры на призы деда мороза» - подвижные игры танцы, конкурсы.
«Защитники Родины» - военизированные эстафеты, строевые упражнения, песни.
«Юный гимнаст» - спортивные соревнования в акробатических комбинациях.
«Мама – мой друг» - спортивный праздник с родителями.
«Масленица» - подвижные игры, танцы, хоровод.
«Путешествие в Здоровейск» - спортивно – познавательное мероприятие с песнями и
играми в виде представления.
«Здравствуй солнце» - спортивный праздник на свежем воздухе
14
Календарно – тематическое планирование
Сентябрь
Тема: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. «Растем
здоровыми и веселыми – секреты здоровья!». (На занятиях используются песни,
относящиеся к сезону – осень.)
1-я неделя 2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Физичес
кое
развитие
Задачи: Укреплять здоровье детей. Стимулировать двигательную активность.
Развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности.
Расширять функциональные возможности развивающегося организма.
Совершенствование двигательных навыков и основных движений (ходьба, бег,
прыжки, лазанье, ползание, метание). Развитие и совершенствование физических
качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость и др.). Научиться строится в
шеренгу, колонну, круг самостоятельно. Формировать представление о
собственном теле, его основных частях и их движениях. Знать правила поведения
на занятиях по оздоровительной гимнастике.
Ходьба
Построение в шеренгу,
колонну. Ходьба на носках,
пятках, правым, левым
боком.
Бег
Бег по залу друг за другом с
чередованием темпа.
Прыжки На месте на двух ногах.
Физкульт «Пройди по тропинке» упражнения с
урнокоординационной лестницей. ОРУ под
игровые
осеннюю музыку.
упражнен
ия
Подвижн «Обезьянки» (лазанье).
ые игры в ОРУ в движении с мячами - «Прокати
мяч»
группе
Создание Подвижные игры: «Пугало», «Корзина с
урожаем», «Дождик – догонялки».
условий
для
развития
двигател
ьной
активно
Формиро
Тема: «Нужно, нужно умываться по
сти
утрам и вечерам».
вание
здорового
образа
жизни
Построение в шеренгу, колонну.
Ходьба с высоким подниманием
коленей, в полуприседе, приседе.
Переход от ходьбы к бегу, и наоборот. Бег
галопом (приставными шагами, правым
и левым боком)
На месте на двух ногах. Перепрыжки с
ноги на ногу.
П.и. «По узенькой дорожке» (ходьба по
гимнастической доске). Упражнения с
корд. лестницей. ОРУ с мячами.
П.и. «Птички» (лёгкий бег).
Подвижные игры: «Дождик по номерам»,
«Хоровод- урожай», «Шел козел»,
«Колорадские жуки», «Вперед-назад»,
«Найди друга».
Тема: «Нужно быть опрятным»;
15
Акробатич Перекаты в группировке в упор присев.
Упражнение «Березка». Кувырок вперед,
еские
упражнени шпагаты: поперечный, продольный.
я
Два кувырка пудрят, шпагаты: поперечный,
продольный. Упражнения: «Складочка»,
«Корзиночка», «лодочка».
Физкуль
турное
развлеч
ение
«Осенние забавы»- подвижные игры осенней тематики. Веселые старты.
Октябрь
Тема: «Со спортом дружить — здоровым быть». (На занятиях используются песни,
относящиеся к сезону – осень.)
1-я неделя 2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Физичес
кое
развитие
Укреплять здоровье детей. Формировать здоровый образ жизни. Развивать
интерес к движениям и потребность в двигательной активности. Расширять
функциональные возможности развивающегося организма.
Формировать точные двигательные навыки (правильный бег) и основные
движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, метание). Формировать
представление о собственном теле, его основных частях и их движениях.
Развивать ориентировку в пространстве. Выполнения кувырков вперед.
Выполнение различных шпагатов. Научиться строится в шеренгу, колонну, круг
самостоятельно.
Закалива Разминание ушных раковин, ладошек, пальчиков самими детьми. Ходьба по
массажным коврикам. Ходьба босиком.
ние
Дыхательная гимнастика.
Ходьба
В заданном направлении. С
препятствиями. (перешагивая
барьеры), ходьба с высоким
подниманием коленей, ходьба
спиной вперед, выпадами.
В заданном направлении и в заданном
направлении, взявшись за руки. Ходьба в
приседе. Ходьба на носках, руки на поясе,
вверх, колени не сгибать.
Бег
Переход от ходьбы к бегу, и
наоборот. Бег с остановками по
сигналу.
Переход от ходьбы к бегу, и наоборот. Бег со
сменой направления по сигналу. Бег галопом
правым и левым боком, спиной вперед.
Прыжки
На месте на двух ногах с четким
приземлением, ноги вместе.
Прыжки на двух нога из стороны
всторону.
Прыжки с продвижением вперёд с двух ног,
руки на поясе. Пряжки с высоким
поднятием коленей.
Физкульт
урноигровые
упражне
ния
Ходьба и бег, огибая висящие
ленточки. Игра перепрыгни
веревочку, перебегая из одного
конца зала в другой.
Полоса препятствий: «Осенний лес» с
прыжками и бегом.
16
Подвиж
ные
игры
«Тучка»,
«Огуречикогуречик»
«Ветер», «По
ягоды».
Формир Тема: «Мое тело».
ование
здоровог
о образа
жизни
Основн
ые
виды
движен
ий,
акробат
ика
Учить бросать и ловить мяч двумя
руками с хлопком (двумя хлопками).
Упражнения: березка, перекаты,
катание по мату из исходного
положения: лежа на животе, руки
вверх, шпагаты. Акроб.
Комбинация: Кувыкок вперед –
перекат назад – березка, мах двумя,
согнув ноги – упор присев.
ОРУ – с гантелями.
«Яблочко», «Потанцуй
с другом», «Паровозик».
«Сороконожка»,
«Стой – замри»,
«Домики для зверят»
Тема:«Каждый день нужно делать
зарядку».
Упражнение в парах: учить бросать и
ловить мяч двумя руками. Стойка на руках
у стены. Кувырок вперед, упражнение
«ласточка».
Акроб. Комбинация: Кувыкок вперед –
перекат назад – березка, мах двумя, согнув
ноги – упор присев – стойка пргнувшись –
«ласточка».
ОРУ – с гантелями.
Физкуль «День туризма» - эстафеты, квест.
турные
развлече
ния
Ноябрь
Тема: «Физические качества человека».
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Физическ Укреплять здоровье детей. Формировать здоровый образ жизни. Развивать
ое
раз- витие
интерес
к движениям и потребность в двигательной активности. Расширять
функциональные возможности развивающегося организма.
Формировать представление о собственном теле, его основных частях и их
движениях. Рассказать, что такое физические качества человека и как их
развивать.
Развивать ориентировку в пространстве. Развивать выразительность движений
в процессе игр и игровых упражнений.
Ходьба
На носках, выпадами, скрестным
шагом (правым – левым боком)
Подскоками, приставными шагами
правым и левым боком с поворотами под
счет.
Бег
Переход от ходьбы к бегу, и
наоборот. Бег в рассыпную с
переходом – бег по кругу друг за
другом (по сигналу)
Бег змейкой с ускорением, бег по
диагонали с ускорением.
17
Прыжки
Прыжковые упражнения с
помощью координационной
лестнице: «ножницы», «ноги
врось-вместе», «на правой-левой»
Прыжки вперед с двух ног через обруч (как
через скакалку)
Физкуль
турноигровые
упражне
ния
Подвиж
ные
игры
Игра «Поезд» (переход от ходьбы к
бегу, и наоборот); «Займи домик» с
корд. лестницей. «Посади дерево» - с
гм. Палками
«червяки» ползание на животе
по мату
Игра: «По
ровненькой
дорожке» (ходьба,
равновесие).
«Птицелов»,
«Жвигайся-замри»,
«Карусель»
«Тучка летала»
«Назови имя с
«Акула», «Дудочка
гимнастической м медведь».
палкой».
«Гуси и волк».
«урожай»хороводная
.
«Ягоды» - на
метание.
«Паравоз» - с
заданиями.
«Пузырь» - на
скорость.
«Вышибалы с
картинками»
Формиров Тема: «Мы выходим на прогулку». Каждый день нужно гулять.
ание
Беседы проводятся во время занятий, затем дети отвечают на вопросы.
здорового
образа
жизни
Основные
виды
движений,
акробатик
а
Ходьба по узкой скамейке.
Упражнения: «мост»,
«корзиночка», «Бабочка»,
«Лодочка», «Складочка».
С подгруппой детей: бросание мешочков на
дальность, правой и левой рукой;
Упражнения: «мост», «корзиночка».
Физкульт «В дружбе сила!» - командные соревнования.
урные
развлечен
ия
Декабрь
Тема «Зима. Новый год»
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
18
Физическ Укреплять здоровье детей. Формировать здоровый образ жизни. Развивать
ое
интерес к движениям и потребность в двигательной активности. Расширять
развитие функциональные возможности развивающегося организма.
Развивать ориентировку в пространстве. Развивать выразительность движений
в процессе игр и игровых упражнений.
Формировать положительное отношение к двигательным играм. Обогащать
двигательный опыт. Обучение ползанию по гимнастической стенке (развитие
силы), выполнению акробатических комбинаций.
Ходьба
Широкими шагами с поворотами,
полуприсед, выпадами, с выполнением
упражнений для рук, наклоны на каждый
шаг.
С поворотами по сигналу, спиной
вперед. В приседе.
Прыжки
На двух ногах с продвижением вперёд.
На правой левой – чередуя ноги по
сигналу. Прыжковые упр. «Воробой»
С поворотом на 360 гр.
Физкульт
урноигровые
упражне
ния
Игра «Лиса и зайцы» (прыжки на двух
ногах с продвижением вперёд, бег).
«Саночки», «Снежки»
Игра «Через ручеёк» перепрыгивание
через веревку, полотно. «Водопад»дети пробегают под полотном.
Подвижн
ые игры
в группе
Игра: «Хвостики». «Флажки», «Лепим
снеговика», «Варежки».
Игра: «Волк в лесу», «Кто спрятался
внутри», «Снежный ком», «Метель».
Основные
Лазание по гимнастической стенке.
виды
Упр. «Уголок» - подтягивать колени к
движений, животу из виса на гим. стенке. Упр
акробатик «Мост».
а
Формиро
вание
здорового
образа
жизни
Физкульт
урные
развлечен
ия
Январь
Ползанию по гимнастической стенке,
прыжок с разбега, согнув ноги.
Акроб. Комбинация: «Мост» - лежа на
спине, руки вверху, поворот на 180,
руки через стороны – прыжком в упор
присев – прыжок прогнувшись.
Тема: «Зимние виды спорта».
Викторина с подвижными играми – «Зимние
виды спорта».
«Новогодние старты на призы Деда
мороза!»
Тема: «Дом, моя семья».
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
19
Физическо Укреплять здоровье детей. Формировать здоровый образ жизни. Развивать
е
интерес к движениям и потребность в двигательной активности.
развитие Развивать ориентировку в пространстве.
Научить работать в команде. Развитие силовых качеств гибкости. Обучение
упражнению «Колесо».
Ходьба
Скрестно - правым и левым боком
На месте, приставными шагами.
Бег
Змейкой на ускорение.
Друг за другом, в указанном
направлении непрерывно 1,5
минуты.
Прыжки
Прыжок с разбега ноги врозь
Через препятствия высотой 20 см
Физкул Игра «По кочкам» (зашагивание на
ьтурно- скамейку).
игровые
упражне
ния
Подвиж
ые игры
Подвижные хороводные игры у елочки.
Игра: «Замри», «Косулька, снежинка, сугроб».
«Метание
снежков» - в цель,
«Мороженое» метание мячей в
цель в конус.
«Катание на
конька» прыжковые упр.
из стороны в
сторону.
«Дудочка», «Далеко
и близко», «паучок»,
«Снежный ком».
Игра: «Пляшем –
спим», «В темном
лесу», «Баба Яга».
Формиро Тема: «Семейные традиции».
вание
здорового
образа
Основные Упражнение: «березка»,
виды
«колесо», «планка».
движений,
акробатик
а
«складочка», Упражнение: «Колесо».
Физкульт «Прощание с елочкой»
урное
развлечен
ие
Февраль Тема: «Мы любим нашу Родину!»
1-я неделя
Физичес
кое
развитие
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Укреплять здоровье детей. Формировать здоровый образ жизни. Формировать
положительное отношение к двигательным играм. Обогащать двигательный опыт.
Развивать ритмичность движений. Выполнение упражнения - сальто назад с
помощью фитбола, модуля. Обучение упражнениям с мячом.
20
Ходьба
Ходьба на носках, перекатами.
Бег
Друг за другом со сменой направления по
сигналу
В длину с места на двух ногах.
Прыжки
Ходьба друг за другом на носках,
ходьба с предметом.
Между предметами.
Прыжок вверх с приземлением на две.
Физкул
ьтурноигровые
упражне
ния
Игры с мячом:
– прокатывать мяч;
– бросать и ловить мяч;
– катать мяч друг другу;
– прокатывать мяч в ворота.
Ведение мяча двумя руками с последующей передачей
Подвиж
ные
игры в
группе
«Аэродром»,
«Машина»,
«военный
стой».
«Профессии»,
«Машины»
«Стой,замри –
враг впереди!»
«Разветчики»,
«В темном лесу»,
«Зайка серенький»,
«Лиса и куры».
Развити Беседа: «За что я люблю свой город», «Места, где я люблю гулять».
е
навыков
гигиены
Основн прыжки
ые виды через модули
движен (20 см).
ий,
Перетягивани
акробат е каната.
ика
Упр. «Колесо»
Ходьба по узкой
гимнастической
скамейке. Метание
в цель из
положения –лежа
на животе.
Стойка на руках у
стены.
упражнения - сальто бросок мяча двумя
назад с помощью
руками из-за головы
фитбола.
из положения – сед,
ноги врозь.
Упражнения - сальто
назад с помощью
фитбола.
Физкульт «Защитники Родины» - военизированные эстафеты, строевые упражнения, песни.
урное
развлечен
ие
Март
Тема: «Весна»
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Физическ Укреплять здоровье детей. Формировать здоровый образ жизни.
ое
Развивать ритмичность движений. Развивать координацию движений обеих рук,
развитие ног. Развитие гибкости – выполнение шпагатов.
Ходьба
Бег
Ходьба, переходящая к бегу, и наоборот,
«Олений бег» - разножка.
Бег с заданиями на внимание
Ходьба, переходящая к бегу, и
наоборот.
Бег с поворотом на 360 гр по сигналу.
21
Прыжки Прыжки через скакалку способом
«перешагивание».
Прыжки непрерывные через обруч,
держа его хватом сверху.
Физкуль
турноигровые
упражне
ния
Подвиж
ные
Игра: «Поезд», «В поле выросли цветы» плавные танцевальные движения, ходьба
на носках.
Игра: «Котята» (ползание по
гимнастической скамейке).
«Лягушата и
«Солнышко и дождик».
бабочки
игры ув группе
«Весенние месяца» озера»,
догонялки. «Комары и
«Солнышко –
мухи».
выходи»,
«Ворота»,
«Лучики
солнца».
«Трамвайчик»,
«Многоножка»
«Паучок»
«Рыбки»
«Разбудили
медведя»
«Волк в лесу»,
«Баба Яга»
«Спящий кот»
«Блин»
«Пол – это лава»
Упражнение
«лягушка»,
поперечный
шпагат.
Акроб.
Комбинация.
Бросание
набивного мяча
двумя руками изза головы из
положения – сед,
ноги врозь.
Подтягивания на
перекладине со
страховкой.
Основн
ые виды
движени
й,
акробат
ика.
Упражнять в Упражнение на развитие
ходьбе по
гибкости, шпагаты. Сальто
гимнастическ назад на модуле
ой скамейке с «Треугольник».
заланиями
Шпагаты.
Продольный
шпагат с
опорой.
Развитие Тема: «Полезные продукты».
навыков
гигиены
Физкуль «Мама – мой друг» - спортивный праздник с родителями.
турные
развлече
ния
Апрель
Тема: «Летние виды спорта»
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Физическ Формировать положительное отношение к командным играм. Обогащать
двигательный опыт. Развивать понимание просьб-команд. Развивать ритмичность
ое
развитие движений. Развивать координацию движений. Учить выполнять движения по по
слову-сигналу.
Ходьба
Боком, приставным шагом.
Бег
Непрерывный бег 2 минуты.
С предметом.
Прыжки
Вверх, касаясь предмета
Прыжки через скакалку, которую
крутят дети.
22
Ф и з к у л Игра: «Поймай бабочку» (прыжки
ь т у р н о вверх, касаясь предмета).
- игровые
упражнени
я
«Космодром» - бег с остановками около
обруча – выполнение прыжковых
упражненийэ
Подвиж
ные
игры
Игра: «Поезд» Игра:«Во
музыкальная игра лшебный
с заданиями.
обруч»
«Искорки и вода»
Игра:
«Камета»,
«Метеоритный
дождь»,
«Роботы»,
«Ракеты»
Игра: «Курочка и
цыплята»,
«Танцевальный батл»,
«Поехали» - игра с
цветной резинкой.
Основн
ые виды
движени
й,
акробати
ка.
бросание мяча Прыжки в длину с места.
Упр в парах.
Упр в парах.
в
Стойка на руках у стены.
Передача мяча в
Передача мяча в
горизонтальну Разучивание акр.
игре футбот в два игре футбот в
ю цель.
касания.
одно касание.
Комбинации.
Разучивание акр. Разучивание акр.
Упр. в парах на
Комбинации.
передачу мяча
Комбинации.
через
натянутую
веревку.
Разучивание
акр. Комб.
Развитие «Путешествие в Здоровейск» - спортивно – познавательное мероприятие с песнями и
навыков играми в виде представления. (с презентацией).
гигиены
Физкул «Масленица» - подвижные игры, танцы, хоровод.
ьтурное
развлеч
ение
Май
Тема: «Растения: деревья, трава, цветы»
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Физичес
кое
развити
е
Развивать ориентировку в пространстве. Развивать выразительность движений в
процессе игр и игровых упражнений.
Формировать положительное отношение к подвижным и спортивным играм.
Обогащать двигательный опыт. Развивать ритмичность движений
Развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких стихов,
уметь провести разминку самостоятельно, называя упражнения.
Ходьба
Ходьба с выполнением упражнений с
гимнастической палкой.
Бег
Ходьба с заданиями, с наклонами,
поворотами.
С предметом в колонне по одному.
Прыжки
В глубину (спрыгивание с высоты 40 см).
Запрыгивание и спрыгивание со
скамейки 30 см.
23
Физкул
ьтурноигровые
упражн
ения
Игра «Перелезь через гим. лестницу»
(перелезать через препятствие).
Игра: «Заяц – медведь» - чередование
прыжков и ходьбы на пятках.
Упражнения в парах на развитие
силы и гибкости «Зоопарк».
Подвиж
ные
Игра: «Цапля и
лягушки»,
игры в группе
«Акула»,
«Морская
фигура».
Игра: «Пузырь»
(хоровод на скорость и
координацию.);
«Золотые ворота»,
«Пирожок»
«Выше ноги от
земли», «По
порядку».
Основны
е виды
движени
й,
акробати
ка.
ходьба
приставным
шагом.
Выполнение
кувырка вперед
из упора присев
после прыжка с
двух ног, через
гимнастическую
палку, валик.
Кувырок вперед из
положения – стоя,
согнув ноги, руки
вперед (толчком двух
ног).
Разучивание акр. Комбинации: Кувырок
вперед из упора присева в упор присев –
перекат назад – березка – лежа на спине мост - лежа на спине, руки вверх – поворот
на 180гр – пуки через стороны, прыжком в
упор присев – выпрыгивание вверх,
прогнувшись – основная стойка.
Игра: «Дождик
– по номерам».
«Пчелы» - игра
с резинкой.
Развитие Тема: «Правильное питание. Зачем нужны витамины».
навыков
гигиены,
ЗОЖ
Физкульт «Юный гимнаст» - спортивные соревнования в акробатических комбинациях.
урное
(выявление самого сильного гимнаста среди мальчиков и девочек) награждение грамотами и
развлечен медалями.
ие
Тема: «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!»
Занятия проводятся на спортивной площадке на улице , в зале.
Июнь
1-2 недели
3-4 недели
Физическ
Укреплять здоровье детей. Формировать здоровый образ жизни. Развивать
ое
интерес к движениям и потребность в двигательной активности. Умение
развитие
выполнять упражнения и играть в подвижные игры на открытой площадке на
свежем воздухе самостоятельно.
Ходьба
Бег
Скрестным шагом
Приставным шагом, выпадами., выпадами
встороны. ОРУ в движении с мячами
Челночный бег, бег с остановками, со
сменой направления.
Змейкой, на скорость до предмета.
24
Прыжк
и
Прыжки в обруч со сменой положения ног
(вместе - врось) – «игра в классики».
Прыжки через длинную скакалку.
Прыжки через кубики, гимнастические палки с
ноги на ногу. Прыжки через длинную скакалку –
кто больше.
Физкул
ьтурноигровые
упражне
ния
Передай мяч товарищу разными способами
(броском в пол, прокатыванием), упр. с
элементами волейбола. Футбольные
упражнения – передача мяча в парах.
Перешагивание через обруч. Упражнения в
парах, передача мяча в пол с отскоком в центре
обруча, лежащего на земле. Ведение мяча двумя
руками. Упражнение с элементами футбола
волейбола.
Подвиж
ные
игры
«Пугало»; «Солнце и дождик».
«Снайпер», «Вышибалы с картинками».
Основн
ые виды Бег на скорость с предметами (мячом,
движен кольцом, обручем). Длительный бег с
ий
переходом на ходьбу до 3-х минут.
Развити
е
навыков
гигиены
«У медведя во бору»; «По ягоды», «Летний
паровоз», «Колечки», «Кто быстрее поймает»
Выпады вправо и влево перекатами. Элементы
упражнений спортивных игр.
Тема: «Собираем мусор»; «Сортировка мусора»
Физкул «Здравствуй солнце» - спортивный праздник на свежем воздухе
ьтурное
развлеч
ение
Планируемые результаты
Личностные результаты
-
развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям,
окружающему
миру,
коммуникативной
и
социальной
компетентности
детей;
формирование у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих
возможностях, в том, что он хороший, что его любят; формирование у ребёнка чувства
собственного достоинства.
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения
и терпимости к детям и взрослым, уважения к чувству собственного достоинства других
людей, их мнениям, желаниям;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание
помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной
работы, соподчинении и контроле своих желаний;
25
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное
слово;
-
создание
коммуникативной
компетентности
ребёнка
–
распознавание
эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных
переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: умений договариваться, соблюдать
очерёдность, устанавливать новые контакты.
Метапредметные результаты
Ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми
и сверстниками. Приобретает способность управлять своим поведением на основе
первичных ценностных представлений, соблюдает элементарные общепринятые нормы и
правила поведения. Также ребенок овладевает универсальными предпосылками учебной
деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и
выполнять его задания.
Предметные результаты
Ребенок умеет: владеть своим телом, легко и правильно выполнять упражнения,
чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений, играть в подвижные и
спортивные игры, зная их правила.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
спортивный зал, коврики, мячи различного диаметра, массажные мячики, обручи
различного диаметра, скакалки, гимнастические палки, фитболы, пластмассовые гантели,
конусы,
колечки,
гимнастические
дорожки,
парашют
для
гимнастики,
маты,
гимнастические скамейки, шведская стенка.
Информационное обеспечение
Aуди и видеотехника,
CD-R, CD-RW- носители музыкального сопровождения.
Фонотека, включающая в себя диски (флеш-карты) со специально подготовленными
комплексами из музыкальных композиций, которые соответствуют требованиям к музыке
для занятий оздоровительной гимнастикой, продолжительностью 25-30 минут.
Кадровое обеспечение
26
Педагог дополнительного образования: высшее педагогическое образование по
направлению «Физическая культура»
Методическое обеспечение
1. Т.Г. Анисимова, С.А. Ульянова «Формирование правильной осанки».
Издательство «Учитель», 2008г.
2. Галанов А. С. «Подвижные игры для детей дошкольного возраста»
Издательство: Детство-пресс, 2010.
3. Подольская Е. И. «Гимнастика для детей дошкольного возраста». Издательство
«Учитель», 2008г.
Оценочные материалы
Мониторинг физической подготовленности детей 4-5 лет осуществляется в начале в
конце учебного года (осень, весна). Все тесты принимаются, используя визуальный метод
оценивания качественного выполнения упражнений и основных двигательных действий.
Также существует и промежуточное оценивание развития физических качеств – в виде
открытых занятий и массовых мероприятий, где качественное выполнения тех или иных
видов движений осуществляется визуально. Оценка гармоничного развития ребенка
охватывает большинство интегративных качеств и происходит по принципу: «выполняет»,
«не
выполняет». Освоение ребенком
программы
«Оздоровительная
гимнастика»
осуществляется в том случае, если ребенок выполняет данные требования по всем
показателям.
Таблица контрольных упражнений
Бег
Критерии оценивания
выполняет
Не выполняет
Имеется фаза полета, правильное
Ребенок демонстрирует
положение рук, выполнение
неправильную технику бега:
полноценного отталкивание при беге.
семенит, сгибает колени,
Правильная постановка стопы.
«размахивает руками», сильно
Равномерный темп. Ребенок умеет
прижимает локти к туловищу, при
чередовать ходьбу с бегом, отчетливо
беге нет фазы полета.
слышит и понимает команды тренера.
Неправильная постановка стопы.
Может выполнять бег 2 минуты
Ребенку тяжело переключаться с с
непрерывно в умеренном темпе.
одного темпа бега на другой, он
не может длительно выполнять
бег, неправильно дышит во время
бега.
27
Прыжки с двух нок.
Метание в цель
Упражнение
«Складочка»
Правильно выполняет все три фазы
упражнения «Прыжок с двух ног».
Ребенок отталкивается двумя ногами и
приземляется на две.
Неодновременное отталкивание
двумя ногами, сильное
раскачивание туловища, падение
при прыжке на колени, либо на
попу.
Выполнение
броска
от
плеча. Неправильная техника броска,
Попадание в корзину мешочком с сильное сгибание руки в локтевом
песком (150г) на расстоянии 1,5м.
суставе, сильный замах, заведение
руки за голову.
Технически правильное выполнение
Колени согнуты, спина сильно
упражнения, ноги выпрямлены в
изогнута.
коленных суставах, носки «натянуты»,
живот плотно прижат к бедрам.
Упражнение «Бабочка»
Технически правильное выполнение
Круглая спина, нет прогиба в
упражнения. Сед на полу, ноги согнуты пояснице. Ребенок не может
в коленных суставах, разведены в
коснуться коленями пола.
стороны, стопы соединены, спина
прямая, руки на коленях, либо
обхватывают стопы. Ребенок легко
касается коленями пола.
Продольный шпагат
Сед, ноги разведены в стороны на 180 Ребенок выполняет полушпагат,
градусов,
спина
прямая,
носки ноги недостаточно разведены в
натянуты.
стороны. Спина округлая, колени
согнуты, стопа западает к полу.
Поперечный шпагат на Ноги прямые, имеется прогиб в Имеются отклонения корпуса,
правую и левую ноги
пояснице, корпус «смотрит» в одну стопы, ноги согнуты в коленных
28
сторону по расположению ноги.
Упражнение
«Корзиночка»
суставах.
Акробатическое упражнение с сильным Ребенок не достает носками до
прогибом, руки выпрямлены, ладони
головы, руки согнуты, бедра не
ставятся под плечами, наклон головы
прижаты к полу.
назад. Ребенок старается достать
косками до головы, не отрывая бедер
от пола.
29
Список литературы
1. Белоусова, А. Культура здоровья. [Текст]/ А. Белоусова, В. Брагина, Л. Зубова –
Екатеринбург. Банк культурной информации, 2006. – 148 с.
2. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учебное пособие
для студентов высших педагогических учебных заведений
/ М.М. Безруких, В.Д.
Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие.
Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия развития, Академия К˚, 1998. – 256с.
4. Горлова, Н.А. Личностный подход в дошкольном образовании: стратегия и путь
реализации [Текст]/ Н. А. Горлова. – М.: МГИУ, 2000. – 195 с.
5. Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной
системе «Школа 2100»: пос. для педагогов и родителей [Текст]/ М.В. Корепанова, Е.В.
Харлампова. – М.: Изд. дом РАО; Баласс, 2005. – 144 с.
6. Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех: сб.
материалов / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006. – 320 с.
7. Образовательная система «Школа 2100» : сб. программ. Дошкольное образование.
Начальная школа / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008. – 336 с.
8. Колесникова, С.В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы. [Текст]/С.В.
Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 157с.: ил
9. Музыка, О.В. Физкультурно-оздоровительная работа: комплексное планирование по
программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Младший,
средний, тарший дошкольный возраст. – Волгоград: Учитель, 2010. – 127 с.
10. Образовательная система «Школа 2100». «Детский сад 2100». Образовательная
программа для детей раннего возраста (2–3 года). Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования (Проект) [Текст]/ Под
науч. ред. О.В. Чиндиловой. – М.: Баласс, 2012. – 496 с. (Образовательная
система «Школа 2100»)
30