ДООП Соловушка

Пояснительная записка.
1

«Музыка начинается с пения»
Курт Закс
Современная образовательная среда — это условия, в которых каждый
воспитанник развивается соразмерно своим способностям, интересам и
потребностям. В России уделяется большое внимание развитию эстетического
образования детей. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно
голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое
отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в
себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться
певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального
слуха и голосового аппарата. С раннего возраста воспитанники чувствуют
потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно
в период детства важно реализовать творческий потенциал воспитанника,
сформировать певческие навыки, приобщить воспитанников к певческому
искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый
воспитанник находит возможность для творческого самовыражения личности
через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с
музыкальным сопровождением.
Данная программа — это механизм, который определяет содержание
обучения вокалу воспитанников, методы работы руководителя студии по
формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания
вокалистов. Новизна программы, в первую очередь, в том, что в ней представлена
структура индивидуального педагогического воздействия на формирование
устойчивых умений и навыков у музыкально одарённых воспитанников детского
сада.
При разработке программы были изучены и проработаны следующие
авторские программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного
возраста: «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева), программа Э. П.
Костиной «Камертон»,
музыкальная
ритмика «Топ-хлоп» Е.
Железновой, «Талант – восьмое чудо света» М. Опришко.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно
правовыми документами:
1.
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 №996-р);
2

4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей»»;
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министрерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями п проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
9.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р;
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
12.
Устав МБДОУ-детского сада №37.
Направление программы: художественная

Актуальность программы
У детей дошкольного возраста недостаточно сформирована музыкальная
культура, некоторые дети замкнуты, двигательная и вокальная активность слабая.
3

Поэтому,
появилась
актуальная
необходимость
в
разработке
дополнительной программы, которая поможет в работе с детьми, нуждающимися
в дополнительном развитии вокально-творческих способностей.
Данная программа
направлена
на
развитие у
воспитанников
ДОУ вокальных
данных, творческих
способностей,
исполнительского
мастерства, обеспечивает укрепление физического, психического и
психологического здоровья.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В
процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) воспитанники осваивают
основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус,
расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий
путь эмоционального раскрепощения воспитанника, снятия зажатости, обучения
чувствованию и художественному воображению — это путь через игру,
фантазирование. Именно для того, чтобы воспитанники, наделенные
способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей,
могли овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в
творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние,
и была разработана программа дополнительного образования детей вокальной
студии «Соловушки», направленная на художественно-эстетическое развитие
воспитанников.
Педагогическая целесообразность программы.
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению
здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и
обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительнокоррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить
плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное
средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового
пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для
воспитанников с речевой патологией пение является одним из факторов
улучшения речи, это источник раскрепощения, оптимистического настроения,
уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации
личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой
деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой
установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля;
координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами
певческого голоса, слуховые навыки. Со временем пение становится для
воспитанника эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его
дальнейшую жизнь.
Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии,
важнейших качеств творческой личности. В возрасте 5 – 7 лет потребность детей
4

проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно на дошкольном этапе развития
личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для
самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах
музыкального творчества.
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности
детей, прежде всего музыкальные. Дошкольное детство создает благоприятные
условия для их формирования. Ребенок включен во все многообразие
художественных видов деятельности: он поет, танцует. Это создает возможность
для проявления специальных способностей, в том числе музыкальных.
Высшим проявлением способностей является талант. Возможность выразить свои
чувства в песне и танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени
способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника.
Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка.
Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев,
что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов, оно объединяет
детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.
Программа может быть рекомендована музыкальным руководителям
дошкольных
образовательных
учреждений,
педагогам
учреждений
дополнительного образования.
Работа вокальной студии строится на единых принципах и обеспечивает
целостность педагогического процесса. Занятия студии проводятся в
соответствии с объёмом учебной нагрузки для детей старшего дошкольного
возраста - не более 30 минут.
Режим занятий.
Занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительность – 2 академических часа с
перерывом на 10 минут.
Длительность академического сада у детей 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут.
Количество обучающихся в группе: 10-15 человек.
Объём программы: 144 часа.
Срок освоения программы составляет 1 год.
Уровень программы – стартовый.
Формы обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.
Цель и задачи программы.
Цель: формирование и развитие творческих способностей обучающихся,
выявление, развитие и поддержка талантливых детей.
Задачи:
Образовательные:
 формировать основы певческой, сценической и общей музыкальной культуры
(умение правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения,
постепенно расширяя диапазон, петь выразительно, передавая характер,
5

настроение, интонации песни, а также свое отношение к музыкальному образу,
содержанию песни);
 учить навыкам сольного и ансамблевого исполнения.
Развивающие:
 развивать способы певческих умений: правильную осанку, правильное
певческое дыхание, четкую дикцию и артикуляцию, чистое интонирование
отдельных фраз, напевное и отрывистое пение, слаженность пения;
 развивать музыкальные способности и музыкально-слуховые представления
через целостное и дифференцированное восприятие средств выразительности
песен (музыкальных — темп, регистр, динамика, ритм, ладовое чувство, тембр;
немузыкальных — выразительные мимика, жесты, движения, поза исполнителя).
Воспитательные:
 поддерживать интерес к восприятию песен, содействовать эстетическому
наслаждению при их слушании и исполнении;
 побуждать к сопереживанию содержания песни, к эмоциональной отзывчивости;
побуждать к песенному творчеству и самовыражению (песенной импровизации
своего имени, импровизации интонаций (просьбы, гнева), импровизации песни,
танца, марша).
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической
значимости: вовлечении детей дошкольного возраста в активную творческую
деятельность, направленную на развитие вокальных исполнительских навыков,
музыкальных способностей, гармонизацию интеллектуального и эмоционального
развития личности ребенка, освоение способов творческого самовыражения,
формирование ценностных ориентаций и художественного вкуса, стремление
принимать участие в социально значимой деятельности.
Методы и приемы по реализации задач программы
Игровой метод:
 игры и упражнения на развитие голоса, артикуляции, певческого дыхания;
 развивающие игры с голосом;
 игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
 театральные, мимические этюды;
 игры: музыкальные, на развитие песенного творчества;
 музыкально-дидактические и коммуникативные игры и упражнения.
Словесный метод:
 беседы, направленные на ознакомление с правильными певческими
установками, эмоциональное восприятие художественно-образного содержания
вокальных произведений;
 скороговорки на развитие дикции;
 творческие игры со словом.
6

Наглядный метод:
 наглядно-слуховой метод (включает приемы выразительного исполнения песен,
попевок педагогом);
 наглядно-зрительный (включает показ иллюстраций к песням, музыкальнодидактическим играм).
Практический метод:
 песни-миниатюры;
 упражнения на формирование правильной певческой осанки, развитие дикции,
дыхания, артикуляции;
 песенные импровизации (разыгрывание маленьких музыкальных сценок, для
развития песенного творчества).
Принципы построения программы.
 принцип системности (организация образовательного процесса на основе
взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание, средства,
результат), ядром которого выступают ведущие линии музыкального развития
ребенка);
 принцип психологической комфортности (создание условий, в которых дети
чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ощущение
радости, получение удовольствия от самой деятельности); принцип творчества
(креативности) – (предполагает максимальную ориентацию на творческое начало,
приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности);
 принцип построения материала от простого к сложному (логичное
усложнение задач и художественно-образной основы содержания музыкального
репертуара);
 принцип учёта интересов детей (позволяет учесть индивидуальные
особенности детей, предоставить возможность осуществлять собственный выбор,
обеспечить им продвижение вперед своим темпом);
 принцип тематизма (средствами музыкального искусства последовательно
знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов: семьи и родного
дома, детского сада, родного края, родины — России и с их мирами);
 принцип культуросообразности (последовательное освоение красоты
разнообразных направлений музыкального искусства — народного,
классического и современного);
 принцип гуманизации (реализация программы в условиях личностно
ориентированной модели музыкально-педагогического процесса ДОУ);
 принцип интеграции;
 принцип сотрудничества.
Планируемые результаты.
7

В результате освоения программы вокальной студии «Соловушки» дети
смогут:
Предметные:
 Будет сформированы основы певческой, сценической и общей музыкальной
культуры (умение правильно передавать мелодию естественным голосом, без
напряжения, постепенно расширяя диапазон, будут петь выразительно, передавая
характер, настроение, интонации песни, а также свое отношение к музыкальному
образу, содержанию песни);
 Дети обретут навык сольного и ансамблевого исполнения.
Метопредметные:
 Будет положено начало в развитии певческих умений: правильное певческое
дыхание, четкая дикция и артикуляция, чистое интонирование отдельных фраз,
напевное и отрывистое пение, слаженность пения;
 У детей будут отмечаться развитие музыкальных способностей и музыкальнослуховые представления через целостное и дифференцированное восприятие
средств выразительности песен (музыкальных — темп, регистр, динамика, ритм,
ладовое чувство, тембр; немузыкальных — выразительные мимика, жесты,
движения, поза исполнителя).
Личностные:
 У обучающихся будет отмечаться интерес к восприятию песен, содействовать
эстетическому наслаждению при их слушании и исполнении;
 Дети будут проявлять сопереживание к содержанию песни, к эмоциональной
отзывчивости; обучающиеся будут самовыражается (в песенной импровизации
своего имени, импровизации интонаций (просьбы, гнева), импровизации песни,
танца, марша).

\

Учебный (тематический план)
8

№
П/п

1.

Наименование
раздела, темы

Вводное занятие

Количество часов
Всего, теория,
практика

Всего

Теория

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Мониторинг

Практика Педагогическое

наблюдение
1

2.

Формы
аттестаци
и/
контроля

1

2

2

Педагогиче
ское
наблюдени
е

Строение
голосового
аппарата.
Охрана
детского
голоса.
Сольное и
ансамблевое
пение
Певческая
установка.
Звукообразов
ание.
Певческое
дыхание.
Дикция и
артикуляция.

1

1

3

1

2

Итоговая
беседа

7

3

4

Итоговая
беседа

4

1

3

Итоговая
беседа

Вокальные
упражнения и
музыкальноречевые
игры.
Звуковысотность.
Ноты –
представление о
нотной
грамоте.

4

4

Итоговая
беседа

1

Итоговая
беседа

2

9

1

Итоговая
беседа

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Длительность
звуков.

2

1

1

Итоговая
беседа

Жанры
песен:
народная
песня.
Жанры песен:
классическое
вокальное
произведение
(романс, ария
и.т.д.)
Жанры
песен:
детская
эстрадная
песня.
Сценический
образ:
внешний вид,
костюм,
прическа,
обувь.
Эмоции,
мимика,
жесты,
актёрское
мастерство.
Работа над
песенным
репертуаром.
Отчетный
концерт.

3

1

2

Итоговая
беседа

3

1

2

Итоговая
беседа

3

1

2

Итоговая
беседа

4

1

3

Итоговая
беседа

4

1

3

Итоговая
беседа

9
9

9
9

Итоговая
беседа

2

2

Итоговый
концерт

Итого

144

14

130

Содержание учебного плана.

10

Тема

Программное содержание

1.
Вво
дное
занятие

Теория: Знакомство с воспитанниками. Объяснение целей
и задач по работе вокально-хорового кружка. Проведение
«Вводного инструктажа»

2.
Мон
иторинг

Практика:
Мониторинг
развития
музыкальных
способностей детей. Диагностика певческого голоса.

3.
Стр
оение
голосового
аппарата.
Охрана
певческого
голоса.

Теория: Объяснить понятие термина «пение, как вид
музыкально-исполнительской
деятельности».
Охарактеризовать
компоненты
системы
голосообразования: дыхательный аппарат, гортань,
голосовые связки, артикуляционный аппарат. Провести
инструктаж по теме: «Певческий голос и его охрана»

4.
Сол
ьное
и
ансамблевое
пение

Теория: Дать общие понятия о солистах и хоре, об
ансамблевом (слаженном) пении.

5. Певческая
установка.
Звукообразо
вание.
Певческое
дыхание

Теория: Дать понятие о певческой установке: правильном
положении корпуса, шеи и головы при пении «стоя» и
«сидя». Провести инструктаж по теме «Правила
выполнения упражнений на дыхание». Пение упражнений:
на crescendo и diminuendo с паузами.

6. Дикция и
артикуляция

Теория: Дать понятия «дикция» и «артикуляция».
Объяснить правила положения языка и челюсти при пении;
раскрытие рта. Развивать артикуляционный аппарат.

Практика: Учить петь хором, по группам и сольно.

Практика: Разъяснить понятие певческая опора.
Контролировать опору звука при пении. Тренировать
певческого дыхания. Учить начинать петь после
вступления, по показу педагога.

Практика:
Добиться
правильной
работы
артикуляционного аппарата, грамотного произношения,
постепенного округления фонем, умения сберечь
стабильное положение гортани при пении разных фонем,
умения максимально растягивать гласные и очень коротко
произносить согласные в разном ритме и темпе. Развивать

11

умение петь без напряжения, в одном темпе, чисто и ясно
произносить слова.
7.
Вок
альные
упражнения
и
музыкально
-речевые
игры

Теория: Обучение детей при выполнении упражнений
сопровождать их выразительной мимикой, жестами.
Развивать предпосылки творческих проявлений.

8. Звуковысо
тность.
Ноты

Теория: Дать понятие о высоких и низких звуках.
Познакомить с нотами, расположением на нотном стане.

9.
Дли
тельность
звуков

Теория: Знакомство с понятием «ритм», «короткие» и
«долгие звуки». Развивать ритмическое восприятие.

10.
Жан
ры песен:
народная
песня.

Теория: Знакомство с песенным жанром. Слушание
оригинальных народных песен без сопровождения,
обработок
народных
песен
с
сопровождением
музыкального инструмента.

Практика: Упражнения на укрепление примарной зоны
звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону
их «округления»; пение в нюансе mf для избежания
форсирования звука. Упражнения на сочетание различных
слогов-фонем. Унисонные упражнения. Музыкальноречевые игры и упражнения по принципу педагогической
концепции Карла Орфа. Пение упражнений с
сопровождением музыкального инструмента и без.

Практика: Пение упражнений на одной ступени, с
нисходящим и восходящим поступенным движением, по
мажорному трезвучию. Учить аккомпанировать себе на
диатонических колокольчиках.

Практика: Учить детей петь легко, непринуждённо, в
умеренном темпе, точно соблюдая ритмический рисунок.
Учить аккомпанировать себе на ударных и шумовых
инструментах.

Практика: Освоение жанра народной песни, её
особенностей:
слоговой
распевности,
ритма
и
исполнительского стиля в зависимости от жанра песни.
Исполнение народной песни сольно и вокальным
ансамблем.

12

11.
Жан
ры песен:
классическо
е вокальное
произведен
ие (романс,
ария и.т.д.)

Теория: Знакомство с песенным жанром. Слушание песен
в академическом исполнении под аккомпанемент и без
сопровождения. Знакомство с произведениями классиков.

12.
Жан
ры песен:
детская
эстрадная
песня.

Теория: Знакомство с песенным жанром. Слушание песен
в манере эстрадного исполнения под аккомпанемент и без
сопровождения.

13.
Сце
нический
образ:
внешний
вид,
костюм,
прическа,
обувь.

Теория: Разбор сценического костюма, виды причесок,
головных уборов, обуви и аксессуаров.

14.
Эмо
ции,
мимика,
жесты,
актёрское
мастерство.

Теория: Разбор понятий и определений.

15.
Рабо
та
над
песенным
репертуаро
м

Практика: Работа над мелодическими и ритмическими
трудностями в произведении. Строение и куплетная форма
песни
(запев,
припев,
вступление,
заключение).
Применение разных певческих методик и современных
технологий
(игровая,
личностно-ориентированная,
моделирование) для более глубокого проникновения в
музыкальный образ или содержание песни. Работа над
выразительным эмоциональным исполнением песенного
репертуара

Практика:
Разучивание
песенного
репертуара,
подражание оперному и академическому исполнению
песни.

Практика: Разучивание песенного репертуара.

Практика: Примерка образов, подбор сценических
костюмов, макияж. Выступления на итоговых концертах в
полноценных подобранных образах.

Практика: Упражнения и приемы для раскрепощения
обучающихся, задания на развитие проявления эмоций
мимикой и жестикуляцией.

Развивать умение исполнять разные штрихи (legato, non
legato, staccato). Учить детей исполнять песню, передавая
выразительно её задорный характер, совершенствовать
13

умение чисто интонировать и пропевать на одном дыхании
музыкальные фразы. Формировать умение петь песни
шутливого характера выразительно, естественно, напевно,
без напряжения, слитно по динамике, чётко проговаривая
текст.
Закреплять навыки и умения в пении знакомых песен.
Содействовать развитию у детей музыкальной памяти.
Следить за чистотой интонации, при пении правильно
формировать гласные. Вырабатывать привычку слушать
себя и товарищей.
16. Отчётный
концерт

Выступление солистов и вокальной группы (дуэт, трио или
ансамбль) перед детьми детского сада. Демонстрация
результата работы вокально-хорового кружка за учебный
год

Мониторинг

Диагностика способностей детей. Анализ эффективности
работы.

Комплекс организационно-педагогических условий
Календарно учебный график на 2025-2026 учебный год.
№
п/п

Основные характеристики
образовательного процесса

1.

Количество учебных недель

36

2.

Количество учебных дней

72

3.

Количество часов в неделю

4

4.

Количество часов в учебном году

144

5.

Недель в первом полугодии

16

6.

Недель во 2 полугодии

20

7.

Начало занятий

2 сентября

8.

Каникулы

отсутствуют

9.

Выходные дни

3,4 ноября, 31
декабря -11

14

января, 23
февраля, 9 марта,
11 мая.

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Созданы необходимые психолого-педагогические условия для развития
вокально-хоровых способностей дошкольников. Предметно-развивающая среда
построена в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Занятия проходят в музыкальном зале по расписанию, в котором имеется
все необходимое оборудование:
1. Цифровое фортепиано.
2. Музыкальный центр.
3. Фонограммы песен.
4. Микрофоны.
5. Детские музыкальные инструменты.
6. Атрибуты для занятий (платочки, цветочки, ленточки, ободки, шапочки, маски
и т. д.).
7. Концертные костюмы.
8. Стульчики по количеству детей.
9. Проектор и ноутбук для показа видео материала.
10. Музыкальная колонка.
Информационно-методические условия:
1. Музыкально-дидактические и коммуникативные игры.
2.Артикуляционные, дыхательные, интонационно-фонетические упражнения.
3. Скороговорки, чистоговорки.
4. Упражнения для распевания.
5. Песни и попевки для детей 5-7лет.
6. Нотный песенный материал.
Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области соответствующей профилю детской группы, либо высшее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование
по направлению «Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного
возраста». Стаж педагогической работы от 2-х лет.

15

Педагогические условия для реализации программы:
Создание предметно-развивающей среды является важным аспектом
успешного решения педагогических задач, особенно в области развития вокальнохоровых навыков у детей. Музыкальный зал, оснащенный необходимым
оборудованием, создает оптимальные условия для реализации различных методик
и техник, направленных на развитие музыкальных способностей и эмоциональноэмоционального восприятия музыки.
Изучены и освоены различные методики и техники по работе с детьми по
теме вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста. Подобран
песенный и нотный материал,
Формирование условий непрерывного образования:
Основной формой работы вокального кружка являются групповые
занятия, индивидуальная работа.
Работа вокального кружка в дошкольном образовательном учреждении
направлена на гармоничное развитие ребенка, формирование эстетического
вкуса, воспитание любви к музыке и развитие творческих способностей.
Основные методы и приемы, используемые в работе вокального кружка, можно
разделить на несколько категорий:
1. Методы формирования интереса к музыке
Эти методы направлены на привлечение внимания детей к миру музыки,
пробуждение желания петь и выступать на сцене.
 Игровой метод. Использование музыкальных игр помогает ребенку легко
усваивать новые знания и умения, развивает творческое мышление и
воображение.
 Метод подражания. Дети учатся повторять звуки, мелодии, движения взрослых
или сверстников, развивая слуховую память и координацию движений.
 Методы поощрения и поддержки. Похвала и поддержка воспитателя
способствуют формированию позитивного отношения к музыке и уверенности в
себе.
2. Методы развития музыкальных способностей
Данные методы предназначены для воспитания базовых музыкальных
навыков, таких как чувство ритма, восприятие высоты звука, способность
различать длительность звучания.
16

 Хоровое пение. Совместное пение способствует сплочению коллектива,
формирует умение слышать друг друга, согласовывать свои действия.
 Двигательно-музыкальная деятельность. Танцы, движения под музыку
помогают развить чувство ритма, координацию движений, моторику.
 Исполнение мелодий на детских инструментах. Игра на дудочках, свирелях,
колокольчиках и других простейших инструментах стимулирует интерес к
звуковым сочетаниям, знакомит с основными понятиями музыкальной теории.
3. Методы художественно-творческой деятельности
Цель этих методов — раскрытие индивидуальных возможностей каждого
ребенка, стимулирование творчества и фантазии.
 Импровизация. Предоставление свободы выбора форм выражения чувств и
эмоций посредством импровизации.
 Постановочные мероприятия. Участие в концертах позволяет детям раскрыть
свои таланты перед зрителями, укрепляет уверенность в собственных силах.
 Коллективное творчество. Создание коллективных номеров
помогает
формировать коммуникативные навыки и сотрудничество внутри группы.
4. Педагогические приемы
Педагогический прием представляет собой конкретные способы
воздействия педагога на ребенка для достижения определенных целей.
 Объяснительно-демонстративный прием. Воспитатель объясняет правила
исполнения, показывает правильное положение рук, корпуса, головы при
исполнении упражнений и произведений.
 Наглядность. Применение наглядных пособий, иллюстраций, видеозаписей
усиливает впечатление от урока, облегчает усвоение нового материала.
 Практическое закрепление знаний. Регулярное повторение пройденного
материала обеспечивает прочное запоминание полученных знаний и навыков.
Эффективное сочетание перечисленных методов и приемов делает процесс
обучения увлекательным и продуктивным, обеспечивая всестороннее развитие
ребенка.
Структура занятий программы:
Основной формой организации деятельности детей являются студийные
занятия с сенятря по май, 2 раза в неделю, в музыкальном зале. Работа вокальной
17

студии строится на единых принципах и обеспечивает целостность
педагогического процесса. Непосредственно образовательная деятельность
кружка проводятся в соответствии с рекомендуемой продолжительностью
режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной
нагрузки с учётом требований СанПиН 2.4.1.3940-13.
Состав вокального кружка формируется с учетом возрастных особенностей
детей и результатов диагностики уровня развития их певческих навыков.
Наполняемость группы на занятиях 6-10 детей.
Формы организации образовательной деятельности вокального кружка:
 индивидуальные и групповые занятия;
 концертные выступления в ДОУ, участие в районных конкурсах и
мероприятиях.
На занятиях используется интеграция разных видов деятельности
(восприятие музыки, пение, вокально-интонационные, дыхательные упражнения,
музыкально-дидактические игры, элементы танцевальных движений, игра на
детских музыкальных инструментах), сочетание разных видов искусства (музыка,
художественное слово, изобразительное искусство).
Каждое занятие состоит из следующих структурных компонентов:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
1. Вводная часть (5 минут): Музыкальное приветствие, коммуникативные игры
для создания положительного эмоционального настроя.
2. Основная часть (15-20 минут):
 Распевание, вокальные упражнения, направленные на подготовку голосового
аппарата детей к разучиванию и исполнению вокальных произведений:
упражнения, формирующие правильную певческую установку и дыхание
(правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя);
 Дыхательные упражнения (дыхание брать перед началом песни и между
музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова);
 Упражнения, формирующие правильное звукообразование, звуковедение
(развитие слуховых ощущений и умения использовать резонаторы, мягкая атака
звука, приёмы звуковедения на legato, non legato, staccato, выработка
кантиленного пения);
 Упражнения для работы над интонацией (точность воспроизведения мелодии,
понятие высоты звука);
 Упражнения для развития чувства лада (ощущение детьми лада и умения
опираться на устойчивые ступени лада);

18

 Вокально-артикуляционные упражнения для развития и овладения навыками
певческой артикуляции и дикции (правильная работа органов речи при
произношении звука, ясное, разборчивое произнесение текста);
 Попевки, распевки для расширения диапазона голоса;
 Упражнения для работы над динамикой (знакомство с динамическими
оттенками piano, forte, crescendo, diminuendo, спокойное, некрикливое пение,
выработка активного piano);
 Упражнения для развития чувства ритма (прохлопывание ритма, работа с
ритмоформулами и ритмослогами, узнавание попевок по графическому
изображению.
 Работа над песней (один из этапов).
1 этап

Разучивание песни. знакомство с песней в исполнении
педагога, слушание, восприятие, беседа о характере,
образном содержании, элементах выразительности;
разучивание песни (отдельных фраз и мелодий в удобной
тесситуре, сначала без сопровождения, потом с
сопровождением).

2 этап

Закрепление текста, проговаривание текста в ритме песни
негромко или шепотом; беззвучная активная артикуляция
при мысленном пении с опорой на внешнее звучание; пение
«эхом» (педагог поет фразу, дети повторяют); игра «Я и вы»
(перемежающееся пение по цепочке).

3 этап

Работа над качеством исполнения (достижение
ансамбля – интонационного, ритмического, динамического,
тембрового, дикционного и др.). Пение на звук «у» для
выравнивания унисона; пение a capella для установления
чистого хорового строя; пропевание наиболее сложных
фрагментов со словами или вокализацией для уточнения
интонации; моделирование высоты звука рукой, схемой,
рисунком в интонационно сложном фрагменте; метод
мысленного пения, активизирующий слуховое внимание,
направленное на восприятие и запоминание звукового
эталона подражания; использование детских музыкальных
инструментов для активизации слухового внимания и
достижения ритмического ансамбля; пение с ритмическим
аккомпанементом с целью создания единого темпового
ансамбля; вокализация песен на слог «лю» для
выравнивания тембрового звучания; задержка на одном
19

звуке по дирижерскому показу, выполняемому 12
педагогом, для достижения тембрового и интонационного
единства. Пение по фразам вслух и про себя для понимания
структуры песни.
4 этап

Закрепление песни (вариативное повторение за счет
способа звуковедения, динамики, тембра, вокализируемого
слога, эмоциональной выразительности). Пение по
подгруппам, по рядам, по показу педагога; игра «Спрячем
мелодию» (пение про себя и вслух); игра «Чей ряд знает
лучше слова песни?» (каждый ряд поет по куплету, припевы
можно вместе); игра «Дирижер» (дирижирует педагог или
ребенок); игра «Поиграем с песенкой» для пения по цепочке
с передачей игрушки (поет ребенок, у которого игрушка);
игра «Волшебная палочка» (поет ребенок, которого коснется
«волшебная палочка»); пение с жестовым сопровождением;
игра «Телеконцерт» (ребенок-солист поет в «телевизоре»);
игра
«Фабрика
звезд»
(пение
с
микрофоном);
инсценирование песен; пение от лица разных персонажей.

5 этап

Концертное исполнение (работа над выразительным
артистичным исполнением песни). Пение с движениями,
которые дополняют песенный образ и делают его более
эмоциональным и запоминающимся; пение в ансамбле или
сольно,
с аккомпанементом или
без него,
в
соответствующем характере, темпе, динамике; пение с
ритмическим аккомпанементом с использованием детских
музыкальных
инструментов;
подбор
сценического
оформления (костюмы, аксессуары, декорации).

2.
Заключительная часть
Музыкальная игра. Прощание.

(5

минут).

Подведение

итога

занятия.

Для успешной реализации поставленных задач, программа по вокальнохоровому развитию в доу предполагает тесное взаимодействие с педагогами и
родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный
характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его
результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию
творческих способностей.
20

Формы сотрудничества:
1. Консультации: Проведение консультаций для педагогов, разъясняющих
специфику детского музыкального развития, основы методики преподавания
музыки и вокала.
2. Совместные занятия: Практическая совместная работа на занятиях, участие
педагогов в качестве ассистентов или наблюдателей, обмен опытом между
специалистами разных направлений.
3. Тренинги и мастер-классы: Проведение тренингов и семинаров,
посвященных новым методикам и технологиям музыкального образования,
демонстрация инновационных подходов.
4. Рабочие встречи: Обмен информацией о детях, особенностях их поведения и
интересах, выявление общих проблем и путей их преодоления.
5. Организация праздников и мероприятий: Привлечение педагогов к
подготовке концертов, фестивалей, конкурсов, что способствует объединению
усилий и повышает мотивацию детей.
Сотрудничество с родителями:
Родители играют важную роль в формировании устойчивого интереса детей к
музыке и поддержке их творческого потенциала.
Основные формы взаимодействия с родителями:
1. Родительские собрания: Ознакомление родителей с целями и задачами
программы, особенностями музыкального развития детей, формами участия в
мероприятиях.
2. Индивидуальные консультации: По запросу родителей предоставление
рекомендаций по домашнему музицированию, выбору репертуара, поддержанию
мотивации ребёнка.
3. Участие в праздниках и концертах: Поддержка активного вовлечения
родителей в культурную жизнь учреждения, приглашение на выступления и
праздники.
4. Семейные конкурсы и проекты: Проведение семейных конкурсов,
совместное выполнение творческих заданий, что улучшает атмосферу
взаимопонимания и сближает семью.

21

5. Домашние задания: Разработка несложных домашних заданий, позволяющих
родителям активно поддерживать занятия дома, расширяя возможности
музыкального общения.
Результативность совместной работы:
Такое тесное взаимодействие педагогов и родителей создаёт благоприятные
условия для полноценного развития детей. Оно помогает преодолеть возможные
трудности, возникающие в процессе обучения, поддерживает положительную
динамику развития, формируя устойчивый интерес детей к искусству и культуре.
Подводя итог, успешная реализация программы по вокально-хоровой
деятельности невозможна без постоянного обмена опытом и идеями среди
специалистов, внимательного изучения потребностей детей и активной
вовлеченности родителей в этот процесс.
Этапы реализации программы.
1 этап.
1.
2.
3.
4.

Определение проблемы, цели и задачи программы.
Изучение литературы и подбор музыкального материала.
Установление эффективных связей с родителями.
Установление контакта и связи с педагогами.

2 этап:
1.
Выявление уровня музыкальных способностей (чистота интонирования,
дикция, артикуляция, сила звука, эмоциональная отзывчивость на музыку,
выразительность исполнения, актёрское мастерство).
2.
Развития музыкального вкуса.
3.
Создание и пополнение предметно развивающей среды.
4.
Разработка цикла занятий с детьми.
5.
Разработка плана концертных выступлений, конкурсов, фестивалей.
6.
Составление игр, упражнений на развитие вокально-хоровых навыков.
7.
Организация работы по реализации программы.
3 этап.
1.
Концертная, отчетная деятельность совместно с родителями. Подготовка
к выступлениям.
2.
Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью
взаимодействия с детским садом в развитии.
3.
Подведение итогов работы – диагностика, отчетный концерт.

22

Способы проверки.
Диагностика уровня развития певческих навыков детей.
Перед началом работы проводится первичная диагностика певческих
способностей детей. Цель диагностики – выявление основных свойств
певческого голоса, к которым относятся звуковой и динамический диапазон,
качество тембра и дикции. Свойства певческого голоса во многом определяются
природными данными ребенка. Диагностическая методика разработана на основе
методик Н.А. Ветлугиной (уровень музыкального развития детей, раздел
«Пение»), К.В. Тарасовой (развитие звуковысотного слуха), О.П.Радыновой
(развитие музыкально-слуховых представлений), М.Л. Лазарева (уровень
развития дыхания), а также рекомендаций по развитию детского голоса,
предложенных Т.М.Орловой и С.И.Бекиной. Она заключается в следующем:
1. Перед началом пения педагог отмечает особенности звучания голоса в
речи – тембр, динамику, приблизительную высоту основного тона. Для
этого ребенок может рассказать любое стихотворение, или педагог может
побеседовать с ним.
2. Ребенок поет песню по своему выбору самостоятельно, без музыкального
сопровождения. Педагог подхватывает тональность и поддерживает пение
ребенка аккордами (для определения природного регистра детского
голоса).
3. Ребенок поет короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по
полутонам вверх и вниз (для определения верхней и нижней границ
общего диапазона голоса). Результаты диагностики оцениваются по
соответствующим критериям и заносятся в таблицу (см. Приложение 1).
В конце года проводится повторное диагностирование, дающее
возможность наметить план дальнейшей работы.

Диагностика развития певческих навыков детей
Дата диагностирования:
_____________________

23

Уровень

Задержка
дыхания на
вдохе
Задержка
(звуковая
дыхания
на
проба "М")
вдохе
(гипоксическа
Точность
я проба)
интонировани
я
Звуковысотн
ый слух

Сила звука

Особенности
тембра

Ф.И.ребенка
Певческий
диапазон

№
п/п

______________-Высокий уровень овладения вокально-хоровыми навыками.
______________-Средний уровень овладения вокально-хоровыми навыками.
______________-Низкий уровень овладения вокально-хоровыми навыками.
Критерии диагностики уровня развития певческих навыков
для детей от 5-7 лет
№ п/п

Критерии

Сила звука

Особенности голоса

1.

2.

Показатели

Особенности
тембра

Уровень
Низкий

Средний

Высокий

Голос
слабый

Голос не очень
сильный, но
ребенок может
петь
непродолжитель
ное время
достаточно
громко

Голос сильный

В голосе
слышен
хрип или
сип. Голос
тусклый,
невыразител
ьный

Нет ярко
выраженного
тембра. Но
старается петь
выразительно.

Голос звонкий,
яркий

Певческий
диапазон

Диапазон
в пределах
2-3 звуков

Диапазон в
пределах
возрастной
нормы (ре-си)

Широкий
диапазон по
сравнению с
нормой

4.

Продолжите
льность
дыхания
(звуковая
проба "М")

Менее
15
сек

15-17 сек

Более 17 сек

Задержка
дыхания
на вдохе
(гипокси
ческая
проба)

Менее
16
сек

16-18 сек

Более 18 сек

5.

Развитие дыхания

3.

24

Музыка
льнослуховы
е
представ
ления

7.

8.

Развитие звуковысотного слуха

6.

Пение
знакомой
мелодии с
поддержк
ой голоса
педагога.
Неумение
пропеть
незнаком
ую
попевку с
сопровож
дением
после
многокра
тного ее
повторен
ия

Пение
знакомой
мелодии с
сопровожден
ием при
незначительн
ой поддержке
педагога.
Пение
малознакомо
й попевки с
сопровожден
ием после 3-4
прослушиван
ий.

Пение
знакомой
мелодии с
сопровожде
нием
самостоятел
ьно. Пение
малознаком
ой попевки
с
сопровожде
нием после
1-2
прослушива
ний

Точность
интонирован
ия

Интониро
вание
мелодии
голосом
как
таковое
отсутству
ет вообще
и ребенок
воспроизв
одит
только
слова
песни в ее
ритме или
интониру
ет 1-2
звука.

Ребенок
интонирует
общее
направление
движения
мелодии.
Возможно
чистое
интонирован
ие 2-3 звуков.

Чистое
пение
отдельных
фрагментов
мелодии на
фоне
общего
направления
движения
мелодии.

Звуковы
сотный
слух

Не
различает
звуки по
высоте.

Различение
звуков по
высоте в
пределах
октавы и
септимы.

Различение
звуков по
высоте в
пределах
секты и
квинты

25

Низкий уровень – 1 балл
Средний уровень – 2 балла
Высокий уровень – 3 балла
При определении общего уровня развития и овладения вокально-хоровыми
навыками все баллы суммируются.
Набранные ребенком баллы:
- 14-22 – низкий уровень
- 23-33 – средний уровень
- 22-44 – высокий уровень.

Примерный репертуар.
Основу репертуара программы составляют детские песни народной,
классической и современной музыки, песни из мультфильмов. Разнообразие
репертуара позволяет педагогу подбирать музыкальные произведения с учетом
возрастных особенностей и уровня развития вокальных способностей детей.
Принципы
подбора
репертуара:
исполнительские
возможности;
художественная ценность произведения.
Песенный репертуар может быть изменён и дополнен с учетом особенностей
детей.
26

Примерный репертуарный список:
Упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха
 В объеме терции: «Мы идем с флажками», Е. Тиличеева; «Уж я колышки тешу»,
русская народная мелодия; «Белые гуси». М. Красев; «Качи-качи». русская
народная мелодия в обр. Л. Абелян.
 В объеме кварты: «Два кота», польская народная мелодия; «Петушок». русская
народная мелодия в обр. А. Гречанинова; «Дождик», русская народная мелодия в
обр. А. Гречанинова; «Идет коза», русская народная мелодия в обр. А.
Гречанинова; «В детский сад». Л. Печников.
 В объеме квинты: «В огороде заинька», В. Карасева; «Чики-чики, чикалочки»,
русская народная мелодия в обр. Е. Тиличеевой; «Кукушечка». Е. Тиличеева;
«Барашеньки-крутороженьки», русская народная мелодия; «Дудочка». В.
Карасева; «На зеленом лугу», русская народная мелодия в обр. М. Иорданского.
Песни (Животные и птицы): «Белка пела и плясала», словенская народная
мелодия; «Гуси», русская народная мелодия; «Две тетери», русская народная
мелодия; «Воробей», А.Филиппенко; «Воробушки», И.Кишко; «Заинька», русская
народная мелодия; «Зайка», А.Филиппенко; «Зайки серые сидят»,
Г.Финаровский; «Курочка», Т. Попатенко; «Мяу», Т.Шутенко; «Наша киска»,
В.Витлин; «Петушок», В.Витлин; «Про котика», В.Маклаков; «У окна-окошка»,
А.Филиппенко. Мир ребенка и сверстников: «Алешкин флот», Т.Попатенко;
«Барабанщик», Р.Хейф; «Веселая девочка Таня», А.Филиппенко; «В гости»,
Н.Бордюг; «Водичка», В.Витлин; «Вот так, хорошо», Т.Попатенко; «Детский
сад», Н.Бордюг; «Детский сад», Н.Мурычева; «К нам гости пришли»,
Ан.Александров; «Мы — солдаты», Ю.Слонов; «Песенка друзей», В.Герчик;
«Песенка о дружбе», Ю.Рожавская; «Песенка о песенке», Т.Попатенко; «Плакса»,
Б.Долинский; «Праздник», Г.Фрид; «С днем рождения», Ю.Слонов; «Трусливая
Наташа», И.Кишко. Мир взрослых: «Бабушка моя», Е.Гомонова; «Заболела
бабушка», Н.Мурычева; «Мамочке любимой», Е.Гомонова; «Маму я люблю»,
Н.Мурычева; «Мы запели песенку...», Р.Рустамов; «Наша воспитательница»,
Н.Мурычева; «Песенка про бабушку», И.Пономарева; «Песенка о няне»,
А.Филиппенко; Мир природы: Зима: «Елочка», М.Красев; «Елочка»,
А.Филиппенко; «Снежок», И.Кишко; «Снежок», Ю.Слонов; «То снежинки, как
пушинки...», А.Филиппенко. Весна: «Веснянка», И.Кишко; «Весенняя песенка»,
А.Филиппенко; «Песенка о весне», Г.Фрид; «Тает снег», А.Филиппенко. Лето:
«Будет дождик или нет?», Е.Тиличеева; «Дождик», А.Филиппенко; «Мы на луг
ходили», А.Филиппенко; «Солнышко», З.Компанейц.
 Осень: «Вот какие кочаны», Л.Львов-Компанейц; «Грустное настроение»,
Н.Бордюг; «Кап-кап-кап»., румынская народная песня в обр. Т.Попатенко;
«Листочек золотой», Г.Вихарева; «Осень», Н.Бордюг; «Осень», Е.Тиличеева;
«Осень», Ю.Чичков; «Осень», В.Иванников (для взрослого и детей); «Что нам
осень принесет», З.Левитова.
 Песенное творчество: «Коза и козлята», Н.Мурычева; «Кукла Таня знакомится
с ребятами», Н.Мурычева; «Мишкин марш», Н.Мурычева; «Пароход гудит»,
Т.Ломова; «Песня птички», Н.Мурычева; «Плясовая зайчика», Н.Мурычева;
«Пчела жужжит», Т.Ломова.
Список литературы.
27

Нормативные документы:
1.
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 №996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей»»;
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министрерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями п проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
9.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р;
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;

28

Список литературы для педагога:
1.
Асланова Л.И. Вокальное воспитание детей и подростков на уроках
сольного пения в детском хоровом коллективе / Л.И. Асланова. – М., 2012.
2.
Белованова М.Е. Азбука пения для самых маленьких / М.Е. Белованова. –
М.: Феникс, 2011.
3.
Вихарева Г.Ф. Кленовые кораблики. Песенки для дошкольников о
временах года / Г.Ф. Вихарева. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2014.
4.
Евтодьева А.А. Игровые приемы в распевании и обучении пению
дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика / А.А.
Евдотьева А.А. – М., 2013. № 1. – с. 44-47
5.
Жданова Т.А. Методическая хоровая
ассамблея хорэкспо-2016
«Вокально- хоровое искусство и образование: вчера, сегодня, завтра» выпуск 1 /
Т.А. Жданова. – М., 2016
6.
Жданова Т.А. II Всероссийская хоровая ассамблея- 2016 «Вокально хоровое искусство и образование: вчера, сегодня, завтра» выпуск 2 / Т.А.
Жданова. – М., 2017.
7.
Жданова Т.А. Международная методическая хоровая ансамблея хорэкспо- 2017 «Вокально- хоровое искусство и образование: вчера, сегодня, завтра»
выпуск 2 / Т.А. Жданова. –М., 2017.
8.
Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению / О.В. Кацер. – С-Пб.:
Музыкальная палитра, 2016.
9.
Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей
раннего и дошкольного возраста / Э.П. Костина – М.: Просвещение, 2004.
10.
Каплунова, И. М. Новоскольцева И. А. Программа музыкального
воспитания детей̆ дошкольного возраста / И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева.
– Композитор Санкт-Петербург 2003.
11.
Клинова Г.А. Основные работы над произведениями элементами
движения / Г.А. Клинова. – Ст. Северская, 2011.
12.
Мерзлякова С.И. Учим петь детей 5-6 лет / С.И. Мерзлякова. – М.: Сфера,
2014.
13.
Нищева Н.В. Гаврилова Л.Б. Вышел дождик на прогулку. Песенки,
распевки, музыкальные упражнения для дошкольников 4-7 лет / Н.В. Нищева, Л.Б.
Гаврилова. – С-Пб.: ДетствоПресс, 2017.
14.
Нищева Н.В. Гаврилова Л.Б. Новые логопедические распевки,
музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры / Н.В. Нищева, Л.Б.
Гаврилова. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2017.
15.
Судакова Е.А. Логоритмические музыкально-игровые упражнения для
дошкольников / Е.А. Судакова. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2017.
16.
Середкина Л.Е. Музыкальный словарь для учащихся / Л.Е. Середкина. –
И., 2000.
29

Список литературы для родителей:
1.
Анисимова И.В. 100 музыкальных игр для развития дошкольников,
старшая и подготовительная группы / И.В. Анисимова. – Академия развития,
Ярославль, 2005.
2.
Буренина А.И. «Театр всевозможного»», Выпуск 1, от игры до спектакля,
2-е издание / А.И. Буренина. – Санкт-Петербург, 2002.
3.
Затямина А.Д., Стрепетова Л. В. Музыкальная ритмика: Учебнометодическое пособие / А.Д. Затямина, Л.В. Стрепетова. - М. Издательство Глобус
2009.
4.
Куприна Н.Г. Развитие общения у детей̆ старшего дошкольного возраста
в музыкально-игровой деятельности / Н.Г Куприна. – Екатеринбург: Издательство
УрГПУ, 2004. – 108 с.
5.
Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной
культурой / А.Я. Чеплан. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».