1
Содержание:
Пояснительная записка………………………………………………………3
Характеристики, значимые для реализации программы…………………..5
Содержание программы……………………………………………………...8
Планируемые результаты…………………………………………………….21
Условия реализации программы……………………………………………..22
Оценочные материалы………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………………24
2
Пояснительная записка
Данная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа разработана на основе программы «Обучение дошкольников
грамоте и математике» Журовой Л.В., Н.С.Варенцовой и «Программа
обучения детей грамоте в игровой форме» И.А.Быковой с учетом возраста
дошкольников.
Программа является модифицированной, разработана в соответствии с
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от
29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» и примерными требованиями к
содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей.
Образовательная
программа
направлена,
прежде
всего,
на
обеспечение познавательного, эмоционального и социального развития детей.
Все задания, предлагаемые для выполнения ребенком, приспособлены к
детскому развитию, создают эмоциональный фон, при котором дети
эффективнее усваивают учебный материал.
Новизна программы «Готовимся к школе» заключается в том, что выбор
форм проведения занятий определяется с учетом интересов детей – это
занятие-знакомство, занятие-игра, занятие-упражнение, занятие-творчество,
занятие-путешествие, занятие-конкурс, занятие-сказка, самостоятельная
деятельность. А также для прочного усвоения материала используются
рабочие тетради на печатной основе с игровыми заданиями для ребенка,
которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по усвоению
программного материала.
Отличительные особенности программы
Занятия строятся на интегрированной основе с широким использование
игровых методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать
простые и сложные логические операции при решении поставленных задач.
Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их
сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться
данной программы, не нарушая последовательности.
Одним из основных разделов данной программы является формирование
фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте
способствует уточнению представлений о звуковом составе языка,
содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.
3
Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо,
чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове,
производить анализ звуковой структуры слова.
Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на
закрепление навыков правильного и отчетливого произношения всех звуков
родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование
фонематического
восприятия.
Развитие
голосового
аппарата,
совершенствование интонационной выразительности речи, отработку
речевого дыхания.
В программе «Готовимся к школе» уделяется достаточно времени для
развития мелкой моторики, используя приемы:
- игры с мелкими предметами, крупой, палочками
- шнуровки;
- изображение пальчиками предметов, фигур, птиц;
- графические упражнения.
Формы, методы и средства реализации программы
1.Практические – упражнения, игровые методы.
2.Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснения, пояснение.
3.Наглядные приемы и методы – наблюдение, рассматривание, показ образца,
показ способов выполнения и др.
Все вышеперечисленные методы используются в комплексе.
Программа «Готовимся к школе» является программой социально –
гуманитарной направленности.
Уровень программы – базовый.
Адресат программы
Данная программа ориентирована на детей от 5 до 8 лет без специальной
подготовки.
4
Характеристики, значимые для реализации программы.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Дети старшего дошкольного возраста стоят на пороге интересного этапа в
жизни. Им открывается возможность познания мира, окружающей среды,
искусства и творчества. А главное, они постепенно готовятся к следующему
важному событию – обучению в школе.
Личностное развитие ребёнка старшего дошкольного возраста включает в
себя два основных фактора: понимание, как устроен окружающий мир вокруг
него, и своего места в этом мире. У детей формируются морально-этические
категории. Ребёнок начинает понимать, как нужно себя вести, а как не надо,
как хорошо поступать и как плохо.
В этом возрасте дошкольники не просто играют, они распределяют роли и
следуют им. Дети начинают понимать, что существуют правила, и требуют их
соблюдения от себя и других людей. Ребёнок учится делать вывод: ты
«хороший», если действуешь по правилам, и «плохой», если их нарушаешь.
Ребятам в этом возрасте важно общение со сверстниками. Оно также
строится по определённым принципам, которые обеспечивают ребёнку
безопасность и благополучие. Когда правила нарушаются, ребёнок не
чувствует себя защищённым и реагирует на нарушение негативно. И что
важно, в 6–7 лет в эмоциональной сфере происходит утрата
непосредственности и наивности в поведении. Поведение ребёнка начинает
строиться цепочкой «захотел – осознал – сделал», это соответствует
возрастным изменениям организма.
В жизнь ребёнка вносится интеллектуальный компонент, который говорит
о том, что появляется волевая регуляция. И после того, как происходит
осознание того, «что я хочу» и «как я этого добьюсь», появляется следующий
этап – «я это делаю».
У старших дошкольников начинает развиваться произвольное внимание,
произвольная слуховая и зрительная память. Ребёнок уже сознательно
направляет и удерживает внимание, память на разных объектах. Уже не яркий
образ привлекает внимание – малыш самостоятельно делает над собой усилие,
чтобы запомнить либо выделить фигуру из фона.
У детей старшего дошкольного возраста развивается воображение, речь
усложняется и становится эффективным средством взаимодействия и
регулятором поведения. Ребёнок говорит сложными грамматическими
конструкциями, предложения становятся распространёнными. Дети могут
вести свою речь о том, что хочется, предполагать о событиях, которых ждут.
Логическое мышление в старшем дошкольном возрасте развивается очень
активно. Для малышей к этому возрасту характерно понимать закономерность
и уметь дополнять ряд предметов. Ребёнок способен вычислить лишний
5
предмет, продолжить числовой ряд в пределах десяти. Мышление
формируется постепенно: ребёнок учится выделять основные свойства и
признаки предметов, способен сравнивать, обобщать, классифицировать.
Малышам в этот период нравятся интеллектуальные настольные игры, где
можно проявить свои умственные способности.
Дети умеют составлять рассказ по картинке или заданной теме. Речь
практически сформирована, близка ко взрослой, словарный запас более 3000
слов. Ребёнок общается на разные темы, способен вести монолог и диалог.
Объем программы
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.
Программа предусматривает включение ребенка в освоение программы на
любом этапе ее реализации.
Содержание программы ориентировано на детские группы в количестве
от 12 до 15 человек.
Программа реализуется в объеме – 2 часа в неделю, 8 часов в месяц, 72
часа в год.
Режим занятий - периодичность – с сентября по май.
Продолжительность занятий:
— для детей старших групп - не более 25 минут
— для детей подготовительных групп - не более 30 минут.
Формы подведения итогов реализации программы
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты
которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных
требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе. Используются
следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяется
методика «Графический диктант».
Цели программы:
- способствовать общему развитию ребенка, формируя предпосылки учебной
деятельности;
- развитие познавательно-речевой деятельности детей;
- подготовка к овладению грамотным чтением и письмом.
6
Задачи программы
Образовательные:
Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;
Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные
средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в
слове);
Познакомить детей со слоговой структурой слова;
Формировать умения правильно строить предложение, использовать
предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией
сложного предложения;
Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по
картинкам, используя простые предложения;
Расширять словарного запаса детей.
Развивающие:
Развивать слуховое восприятие;
Развивать графические навыки;
Развивать координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность
движения, дифференцированного восприятия, внимания, памяти.
Воспитательные:
Воспитывать умения работать в паре;
Воспитывать самостоятельности при выполнении заданий;
Воспитывать нравственных качеств, а именно
доброжелательности по отношению к окружающим;
Приобщать детей к художественной литературе.
терпимости,
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Готовимся к школе» предназначена для обучения детей в возрасте от 5 до 8
лет.
Количество обучающихся в группе – 12-15 человек.
7
Содержание программы
Учебно-тематический план программы «Готовимся к школе»
Обучение грамоте (чтение и письмо)
Тематика занятия
№
п/п
1
Кол-во часов
Форма
контроля
всего теория практика
Речь устная и письменная. 2
Предложение. Слово и слог.
1
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
Рабочая строка. Верхняя и
нижняя линии рабочей строки.
Письмо овалов и полуовалов.
2
Звуки в окружающем мире и в 2
речи.
Ударение.
Письмо
длинных прямых наклонных
линий.
Освоение
правил
правильной посадки при письме.
1
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
3
Звуки в словах. Гласные и 2
согласные звуки. Слог - слияние.
Письмо наклонной длинной
линии с закруглением внизу
(влево).
Письмо
короткой
наклонной линии с закруглением
внизу (вправо).
1
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
4
Гласный звук [а], [у], буквы А, а, 1
У, у.
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
8
Строчная и заглавная буквы А, а,
У, у.
самостоятельная
работа,
самоконтроль
Сравнение строчной и заглавной
букв.
5
Гласный звук [о], [е], буквы О, о, 1
Е, е.
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
Строчная и заглавная буквы О, о,
Е, е. Сравнение строчной и
заглавной букв.
6
Согласные звуки [м], [м,], буквы 1
М, м. Строчная и заглавная
буквы М, м. Сравнение строчной
и заглавной букв.
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
7
Согласные звуки [с], [с,], буквы 1
С, с
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
Строчная и заглавная буквы С,
с. Сравнение строчной и
заглавной букв.
8
Согласные звуки [х], [х,], буквы 1
Х, х. Строчная и заглавная
буквы Х, х.
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
9
Согласные звуки [р], [р,], буквы 1
Р, р.
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
9
Строчная буква р. Заглавная
буква Р. Сравнение строчной и
заглавной букв.
работа,
самоконтроль
10
Твердый согласный звук [ш], 1
буквы Ш, ш. Строчная и
заглавная буквы Ш, ш.
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
11
Гласный звук [ы], [и], буква ы, И, 1
и.
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
Строчная буква ы, И,
Сравнение
печатной
письменной букв.
12
и.
и
Согласные звуки [л], [л,], буквы 1
Л, л.
Строчная и заглавная буквы Л, л.
13
Согласные звуки [н], [н,], буквы 1
Н, н.
Строчная и заглавная буквы Н,
н. Сравнение строчной и
заглавной букв.
14
Cогласные звуки [к], [к,], буквы 1
К, к.
Строчная и заглавная буквы К,
к. Сравнение строчной и
заглавной.
10
работа,
самоконтроль
15
Согласные звуки [т], [т,], буквы 1
Т, т. Чтение слов с буквами Т, т.
Строчная и заглавная буквы Т, т.
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
16
Согласные звуки [п], [п,], буквы 1
П, п. Строчная и заглавная
буквы П, п.
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
17
Согласные звуки [з], [з,], буквы З, 1
з. Строчная и заглавная буквы З,
з. Сравнение строчной и
заглавной букв
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
18
Звук [ј,], буквы Й, й. Строчная и 1
заглавная буквы Й, й.
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
19
Согласные звуки [г], [г,], буквы 1
Г, г. Сопоставление слогов и слов
с буквами г и к. Строчная и
заглавная буквы Г, г. Сравнение
строчной и заглавной букв.
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
11
20
Согласные звуки [в], [в,], буквы 1
В, в. Строчная и заглавная
буквы В, в. Сравнение строчной и
заглавной букв.
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
21
Согласные звуки [д], [д,], буквы 1
Д, д. Сопоставление слогов и
слов с буквами д и т. Строчная и
заглавная буквы Д, д. Сравнение
строчной и заглавной букв.
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
22
Согласные звуки [б], [б,], буквы 1
Б, б. Сопоставление слогов и
слов с буквами б и п. Строчная и
заглавная буквы Б, б. Сравнение
строчной и заглавной букв.
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
23
Твердый согласный звук [ж], 1
буквы Ж, ж. Строчная и
заглавная буквы Ж, ж.
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
24
Буква ь – показатель мягкости 2
предшествующего согласного.
Буква ь.
1
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
Буква ъ – показатель твердости
предшествующего согласного.
Буква ъ.
12
25
Гласные буквы Я, я, Ю, ю. 1
Строчная и заглавная буквы Я, я,
Ю, ю.
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
26
Гласные буквы Ё, ё. Люби все 1
живое. Строчная и заглавная
буква ё, Ё.
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
27
Мягкий согласный звук [ч,], 1
буквы Ч, ч. Строчная и заглавная
буква ч,Ч.
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
28
Гласный звук [э], буквы Э, э. 1
Строчная и заглавная буквы Э, э.
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
29
Твердый согласный звук [ц], 1
буквы Ц, ц. Строчная и заглавная
буквы Ц, ц.
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
13
30
Согласные звуки [ф], [ф,], буквы 1
Ф, ф. Строчная и заглавная
буквы Ф, ф
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
31
Мягкий глухой согласный звук 1
[щ,], буквы Щ, щ. Строчная и
заглавная буква Щ щ.
-
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
32
Русский алфавит. Повторение.
1
1
-
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
36
5
31
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
Итого:
Содержание изучаемого курса
О речи (устной и письменной). Общее представление о языке.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова,
слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом,
длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове),
определение количества слогов в слове.
14
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении
гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие
или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и
полуовалов.
Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с
использованием графических схем.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звуко-слоговой
анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера,
последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и
произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую
структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий
между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и
предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями.
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения
твердости и мягкости согласных.
Знакомство с правилами гигиены чтения и письма.
Чтение слогов -«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с
изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после
предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому
чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов,
доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно
быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места
ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Умение читать отдельные слова орфографически.
15
Математика
Кол-во часов
№ п/п Тематика занятия
1
2
3
4
5
Знакомимся с математикой.
Числовая прямая.
Графический диктант
Слагаемое, слагаемое, сумма.
Уменьшаемое,
разность.
всего
1
2
1
Форма контроля
теория практика
1
1
1
-
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
-
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
-
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
вычитаемое,
Решаем задачи на сложение.
1
1
1
-
16
работа,
самоконтроль
6
7
8
9
10
11
Решаем задачи на вычитание.
Счет предметов. Числа до 10.
Письмо чисел 0, 1
Состав чисел 2,3.
Письмо чисел 2,3
Состав числа 4.
Письмо числа 4
Состав числа 5.
Письмо числа 5
Состав числа 6.
Письмо числа 6
1
2
2
2
2
2
-
1
1
1
1
1
17
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
12
13
14
15
16
17
Состав числа 7.
Письмо числа 7
Состав числа 8.
Письмо числа 8
Состав числа 9.
Письмо числа 9
Состав числа 10.
Письмо числа 10
Тестирование.
Графический диктант
Числа от 10 до 20. Счет
Графический диктант
2
2
2
1
1
1
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
2
1
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
2
1
1
Тест
-
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
2
2
18
18
19
20
21
Однозначные и двузначные
числа.
2
Графический диктант
Отрезки.
2
Графический диктант
Углы. Углы, стороны фигур.
Графический диктант
Повторение. Тестирование.
Графический диктант
ИТОГО:
1
1
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
2
1
1
Дидактическая
игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа,
самоконтроль
1
-
1
Тест
36
19
17
Содержание изучаемого курса
Знакомство с разлиновкой тетради в клетку, посадкой при письме, умением
держать ручку, давать ответ.
Работа по упражнениям на глазомер, умение видеть строку: по точечному
образцу и самостоятельно. Знакомство со знаками. Знакомство с числовой
прямой.
Работа по упражнениям на глазомер, умение видеть строку: по точечному
образцу и самостоятельно.
Изучение состава чисел от 1 до 10.
Письмо цифр от 0 до 10 по образцу. Составление и решение задач на
сложение и вычитание
19
Игра «По грибы по ягоды». Рисование по точечному образцу.
Игра «Пушистая история»
Весёлый счёт: «Мишки вышли по грибы». Работа со счётным материалом.
Прямой и обратный счёт от 0 до 10.
Игра «На лугу». Ломаная линия.
Игра - «По грибы, по ягоды». Счёт в пределах 10. Виды линий.
Учимся решать и составлять задачи по рисунку.
Закрепление понятий: «больше», «меньше», «столько же».
Знакомство с вопросом «Который?», ответами: «Первый», «Второй» и т.д.
Работа в тетради: а) нарисуй столько же; б) нарисуй слева, справа; в)
посчитай, запиши.
Закрепление навыков счёта. Игра «Дорисуй по образцу».
Счет от 10 до 20 и обратно.
Знакомство с терминами: слагаемое, слагаемое, сумма.
Знакомство с терминами: уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Знакомство с однозначными и двузначными числами.
Научить сравнивать отрезки разными способами.
Понятия: линия прямая, кривая линия, ломаная линия луч, отрезок.
Знакомство с геометрическими фигурами. Понятия: стороны, углы
.
20
Планируемые результаты
В ходе освоения содержания программы «Готовимся к школе»
предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты: мотивационные и коммуникативные,
формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в
школе, положительное отношение к школьному обучению.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
распознавать первый звук в словах;
внимательно слушать литературные произведения;
называть персонажей, основные события;
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные
выводы;
пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
составлять элементарный рассказ по серии картинок;
обсуждать нравственные стороны поступков людей;
участвовать в коллективных разговорах;
использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг,
квадрат), по цвету, по размеру;
считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество
с цифрами;
ориентироваться в пространстве;
ориентироваться в тетради в клетку;
выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
Метапредметные результаты
Ребенок получит возможность научиться:
устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по
имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться,
благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
21
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
различать малые фольклорные жанры (загадки,
чистоговорки, колыбельные песенки, потешки);
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в
прямом и обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному, по два.
скороговорки,
Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход
из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми
возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности
двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации
ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую
ведущую деятельность.
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Компьютер
Столы детские
Стол преподавателя
Стулья детские
Стул для преподавателя
Шкаф для хранения учебного материала
Счетные палочки
Трафареты
Раздаточный материал для уроков математики
Игры по определению позиции звука в слове.
Тренажер по чтению.
Наглядные пособия к альбому «Обучение грамоте».
Город звуков «Алфавит».
Тетради на каждого ребенка
Наглядные пособия по математике
Ручка для письма на каждого ребенка
Линейка на каждого ребенка
Карандаш простой на каждого ребенка
Ластик на каждого ребенка
22
Карандаши цветные на каждого ребенка
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного
педагогическое образование.
образования:
среднее
или
высшее
Методическое обеспечение
1. Аджи
А.В.
«Конспекты
интегрированных
подготовительной группе детского сада»
занятий
в
2. Серия 1000 игр. Издательство «Росмен»: «Умные игры»
3. Серия 1000 игр. Издательство «Росмен»: «Игры с карандашом»
4. Обухова Л.А. «Как хорошо уметь читать»
5. Хаткина М.А. Азбука «Игры, задания, рассказы, стихи»
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Педагогический мониторинг.
2. Педагогический контроль
-начальный или входной
-текущий контроль
-промежуточный
-итоговый контроль
Таблица уровня освоения программного материала
Уровни
Количество баллов
Показатели, критерии
0-начальная
диагностика
0-1
- не может выполнить
задание,
при
выполнении
заданий нуждается в
помощи.
2-4
- задания выполняет
самостоятельно
2
–
поисково- 5 - 7
исполнительский
- быстро осмысливает и
выполняет задания
1-репродуктивный
23
3-творческий
- быстро осмысливает и
выполняет
задания,
проявляет
инициативу
и
творческую активность
8
Список литературы
1. "Обучение дошкольников грамоте", авторов Л.Е.Журова, Н.С.
Варенцова.
2. Марцинкевич Г.Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного
возраста»
3. Гаврина С.Е. «Учимся понимать друг друга»
4. Тихомирова Д.И. «Букварь»
5. Сергеева Т.Ф. «Математика для дошкольников»
6. Герасимова А. «Тесты для подготовки к школе»
7. Волгина В.В. «Занимательная азбуковедение»
8. Волгина В.В. «Занимательная математика для детей»
9. Нефедова Е. «Быстрое обучение стению»
10. Косинова Е. «Логопедический букварь»
24